Найти тему
TeachMePlease

Инструкция: как организовать обучение персонала, которое окупится

Оглавление

При подборе курсов сомнения возникают у всех: будут ли они полезны для карьеры, оправдают ли затраты? Не исключение — руководители и менеджеры, которые занимаются обучением сотрудников. Только в этом случае они переживают не за собственные деньги и будущее, а отвечают за бюджет и показатели компании.

В идеальной ситуации затраты на обучение персонала не только окупаются, но и становятся инвестицией, то есть приносят прибыль. Инструкцию, которая позволит эффективно использовать средства, представляет тренер по продажам Ольга Ягудина.

Не могу говорить за всех преподавателей, но я провожу тренинги так, чтобы отработать каждую вложенную копейку. Но иногда мелочи организации занятия, на которые заказчик не обращает внимания, влияют на эффективность всей учёбы.

Обучение персонала — общее дело тренера и заказчика. Успехи и провалы в этом деле — тоже общие. Желание, чтобы обучение принесло максимальную пользу, должно быть обоюдным. А здесь, как в любом деле, мелочей не бывает. Предлагаю алгоритм действий по эффективному вложению денег в обучение сотрудников.

Формат обучения

Отправлять сотрудника на учёбу необходимо, исходя из стоящих перед организацией задач. Определить их можно, устроив тестирование, проанализировав показатели эффективности работы, устроив внутреннюю проверку, например, в случае продаж — использовав «тайного покупателя».

На основании задач можно определиться с форматом обучения.

Если в результате сотрудник должен получить актуальную информацию по проблеме, теме или методике, стоит обратить внимание на лекцию или вебинар. Такая форма предполагает устное представление материала в последовательной и систематизированной форме. Одновременно лекцию или вебинар могут слушать неограниченное количество человек, эти форматы позволяют быстро осваивать новую информацию, часто без отрыва от рабочего места. Такой метод обучения пригодится бухгалтерам или юристам для получения сведений по изменениям в законодательной базе.

Необходимо, чтобы сотрудник не только узнал новое, но и принял активное участие в решении задач? В таком случае обратите внимание на семинары, которые предполагают активное обсуждение вопросов и проблем под контролем преподавателя. Такой формат подойдёт для сотрудников, которым необходимо самостоятельно находить и принимать решения. Участники семинара получают не только актуальную информацию по теме, но и учатся работать с ней. Количество участников семинара ограничено темой, временем и задачами. Семинары проходят очно, так что сотруднику придётся оторваться от рабочего места на некоторое время.

Если сотруднику не хватает практических навыков, обратите внимание на тренинги. Такой формат позволяет отработать полученные знания, получить обратную связь по совершаемым действиям. Обратите внимание, на хорошем тренинге не может быть больше 14 участников, а преподаватель обязательно должен быть опытным практиком.

Выбор тренера

Определились с задачами и форматом обучения, обратите внимание на личность преподавателя.

Теоретик — досконально изучил классическую и актуальную литературу, исследования и публикации по теме, готовит выжимку из этого массива информации.

Практик — обладает успешным опытом работы по направлению, скорее всего будет делиться «кейсами», успешными историями из практической деятельности.

Технолог — сочетает черты теоретика и практика, предоставляет пошаговые инструкции и руководства к действию.

Аналитик — изучает успешный опыт компаний и рассказывает о нём ученикам.

Психолог — мотивирует на успех, разбирает психологический причины, которые могут мешать в работе.

Воспитатель — специализируется на рабочей этике, обучает бизнес-этикету.

Шоумен — вовлекает слушателей в деятельность за счёт харизмы, шуток и историй из практики.

Парламентёр — модерирует вопросы и ответы участников. Работает по формуле: знающие ученики отвечают на вопросы остальных под присмотром тренера.

Как выбрать тренера? Наличие сертификатов, именитых клиентов, дипломов, рейтингов нужны при первичном отборе, но не могут быть причиной для окончательного принятия решения. Перед выбором тренера необходимо посмотреть на него в работе: в этом помогут бесплатные обучающие видео с его участием, встреча или телефонный звонок.

Выбор темы тренинга

Не выбирайте тему тренинга, ставьте перед тренером задачу, которую нужно решить. Такая цель должна быть максимально конкретной, измеримой, достижимой, актуальной, вы должны представлять, к какому времени её можно достичь. Не стоит пытаться решить сразу все проблемы с помощью одного тренинга, лучше сосредоточиться на чём-то одном.

Подготовка персонала

Не стоит навязывать идею обучения, нужно преподнести её как помощь в текущей деятельности и возможность для карьерного роста. Немотивированные и неподготовленные сотрудники саботируют занятия, опаздывают, «мстят» тренеру, ищут негатив во всем. Опытный тренер справится с подобной проблемой, но некоторое время для других участников всё равно будет потеряно.

Если нужно обучить большое количество сотрудников, их стоит разделить на группы: в одну отправить тех, чей опыт невелик, в другую — более сведущих.

Также любой тренинг проходит эффективнее, если на нём присутствует «заказчик обучения» — руководитель или менеджер.

Место проведения тренинга

Помещение, которое подходит для тренинга
Помещение, которое подходит для тренинга

Эффективнее проводить обучение вдали от рабочего места: в арендованном зале или в переговорных комнатах компании. Конечно, если речь идёт не о полевом тренинге, где как раз используется рабочее место сотрудника и «настоящие» клиенты.

Желательно, чтобы в зале была хорошая вентиляция, он был не менее 30 кв.м со свободно перемещаемыми стульями. На тренинге люди двигаются, отрабатывают задачи, встают, садятся, играют, кидают мячи, важно, чтобы до конца тренинга участники сохранили хорошую физическую и умственную активность.

Из оборудования потребуется проектор или телевизор с компьютером для просмотра слайдов, записей фрагментов тренинга и видеороликов.

Обязательно нужна доска, на которой можно обозначить основные пункты тренинга. Лучше, если это будет доска-блокнот, с её помощью тренер сможет обратиться к предыдущей информации, а заказчик будет использовать записи для работы после тренинга.

Исполнение договоренности

Эффективность тренинга — это совместная работа тренера и заказчика. Все договоренности должны соблюдаться чётко, потому как тренер ориентируется на возможности и способности компании, а не на желания и слабости. Нет дисциплины в компании, не проводится работа после тренинга, нарушаются сроки выполнения заданий, не прорабатываются основные элементы — деньги на ветер. Исполнение договоренностей и есть ответственность каждой стороны за эффективность обучения. Заказчик впустую тратит деньги, а тренер теряет намного больше — ценность своего труда.

С уважением, тренер по продажам Ольга Ягудина.