Найти тему
Digital Transit

Италия: девять вызовов цифровой трансформации

Оглавление
https://pixabay.com
https://pixabay.com

Итальянская стратегия развития искусственного интеллекта, в отличие от многих, отвечает только на один вопрос — как внедрить ИИ в государственное управление, чтобы дать толчок развития всей стране

AI всемогущий

Европейские государства наперебой провозглашают себя центрами развития искусственного интеллекта, вступая между собой в жесткую конкуренцию.

Президент Эммануэль Макрон представил план на полтора миллиарда евро, реализация которого, по его мнению, позволит превратить Францию в мирового лидера в области ИИ-исследований, и намерен провести всемирный саммит в Париже [1].

Германский план выглядит не менее амбициозно, но что интересно — некоторые его цели похожи на французские, а ряд исследовательских инициатив являются совместными франко-германскими, что позволяет предположить наличие альянса ведущих европейских государств для достижения прорыва в этой области[2].

Объединительные процессы затронули и Скандинавско-Балтийский регион. В мае 2018 года министры, ответственные за развития цифровых технологий, из Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции, Эстонии, Латвии и Литвы подписали совместную декларацию о совместном развитии ИИ[3].

В Великобритании опубликован доклад Палаты Лордов, суммировавший десятимесячное исследование. В т.ч., докладе говорится, что у страны есть возможность возглавить глобальное управление ИИ, и было рекомендовано провести на своей территории глобальный саммит в 2019 году, чтобы установить международные нормы для использования и развития ИИ[4].

Белая книга Италии

В марте 2018 года свою «Белую книгу»[5] выпустила и Италия. Однако, в отличие от других мировых стратегий, в которых основное внимание уделяется исследованиям и разработкам частного сектора (или их поглощению), в «Белой книге» рассматривается только один вопрос — как правительство может способствовать внедрению технологий ИИ в государственном управлении.

Для того, чтобы ответить на него, под эгидой Агентства цифровой трансформации Италии[6] была сформирована междисциплинарная группа (AI Task Force), избравшая девизом слоган «искусственный интеллект на службе у гражданина»[7]. По мнению экспертов-членов группы, внедрение новых технологий в государственном секторе сформирует воронку для цифровой трансформации всей страны. Но для этого надо достойно ответить на девять вызовов.

Девять вызовов государственного управления

1. Этический вызов. По мнению авторов доклада, в основе создания системы государственного управления должен лежать антропоцентрический принцип, утверждающий, что искусственный интеллект всегда находится на службе у гражданина, а не наоборот. Ведь иначе цифровая трансформация превратится в поддержку частного сектора, прикрытую иллюзией о помощи людям, приведет к искажению механизмов принятия решений и бегству политиков и чиновников от ответственности. Однако, для того, чтобы этот принцип реализовать, придется ответить на ряд неудобных вопросов.

Источник
Источник

2. Технологический вызов. Поскольку в настоящее время искусственный интеллект не способен воспроизводить сложные системы функционирования человеческого разума, то его можно сразу развивать как персонализированный и адаптивный. В этом случае будущая система государственных услуг будет изначально близка людям, и они будут ей чаще пользоваться.

Источник
Источник

3. Skills-вызов. Грядущие перемены потребуют новых навыков от всех жителей страны. Значит, нужна модернизация системы образования, начиная со средней школы, а государственное управление должно стать одним из институтов, которые будет задавать стандарт будущего востребованного профессионала, «прокачивать» его и «отдавать» на рынок.

Источник
Источник

4. Data-вызов. Для того, чтобы ИИ действовал эффективно и во благо, должен быть решен вопрос качества и совместимости данных, обработку которых он производит[8]. Однако, если с государственной информацией такое решение возможно, то что делать с данными, собираемыми в режиме реального времени (интернет вещей), и как искусственный интеллект будет работать с открытыми источниками? Эксперты настаивают, что ИИ должен развиваться в режиме контролируемого обучения, пусть это и потребует колоссального объема человеко-часов.

Источник
Источник

5. Правовой вызов. Есть много вопросов, требующих правового решения: прозрачность административных действий, юридическая ответственность, конфиденциальность, информационная безопасность, интеллектуальная собственность. Очень сложно найти между ними баланс. Поэтому эксперты предлагают сделать принцип прозрачности базовым для государственного управления, и решать задачу, отталкиваясь от него.

Источник
Источник

6. Мониторинговый вызов. Как измерить эффективность работы нового государственного управления? Тут все сложно, и потому в докладе речь идет про многодисциплинарный подход с гуманитарным уклоном. Оценивать результаты предлагается с антропологической, психологической и социологической точки зрения, и уже во вторую очередь — с технологической и эконометрической.

Источник
Источник

7. Социосистемные вызовы (7–9). Это объединяющее название для трех подразделов, каждый из которых в докладе называется по-своему. В них происходит анализ взаимосвязей уже описанных вызовов, их рисков, последствий и предложенных решений. Отправной тезис рассуждений: ИИ способен коренным образом преобразить мир, поэтому он должен совершенствоваться для людей и под контролем людей. Самобытность нации, ее культурные традиции и восприятие истории должны быть сохранены, а не пасть жертвой общемировых трендов. Также в этих подразделах говорится о необходимости широкой информационной кампании в поддержку нового образа жизни, в рамках которого все граждане страны будут вовлечены в управление ею и оставаться хозяевами своей судьбы.

Источник
Источник

[1] https://www.aiforhumanity.fr/pdfs/MissionVillani_Report_ENG-VF.pdf

[2] https://em.dk/english/news/2018/01-30-new-strategy-to-make-denmark-the-new-digital-frontrunner

[3] http://www.norden.org/sv/nordiska-ministerraadet/ministerraad/nordiska-ministerraadet-foer-digitalisering-201720132020-mr-digital/deklarationer/ai-in-the-nordic-baltic-region

[4] https://publications.parliament.uk/pa/ld201719/ldselect/ldai/100/100.pdf

[5] https://ai-white-paper.readthedocs.io/en/latest/

[6] https://www.agid.gov.it

[7] https://ia.italia.it/en/task-force/

[8] О том, какие данные сегодня есть в распоряжении итальянского правительства, можно посмотреть здесь https://www.dati.gov.it, а их оценка и рекомендуемые принципы организации здесь http://lg-patrimonio-pubblico.readthedocs.io/it/latest/