Найти тему
Грабли Истории

Общие грабли Истории для Дария, Ганнибала и Наполеона

Великие завоеватели и правители на протяжении столетий часто совершают одни и те же ошибки, приводящие их к поражению. Классическим примером такого повторения ошибок прошлого является втягивание вторгшихся завоевателей в изматывающий поход вглубь чужой страны. При этом обороняющиеся не дают генерального сражения превосходящим их силам противника, но организованно отступают, уничтожая источники воды, припасы и жилища, обескровливая врага партизанскими вылазками.

Такая тактика получила название «скифской». Впервые ее упоминает отец истории Геродот, описывая неудачный поход персидского царя Дария против скифов.

Персидский царь Дарий I, решив отмстить скифам за их буйные набери, и завоевать новые территории, выступил в поход примерно в 512 г. до н.э. Все покоренные персами народы прислали свои войска и флот, и была собрана огромная армия, по некоторым данным около 800 тысяч человек. Подчиненными персам греками с острова Самос был построен мост через пролив Босфор, а греки-ионийцы были направлены в устье Дуная и, поднявшись вверх, построили еще один мост. Все было приготовлено. Огромная персидская армия, ранее не знавшая поражений, двинулась на Скифию.

В прямом столкновении с армией Дария у скифов не было шансов победить. На совете вождей скифы приняли решение не давать персам генерального сражения, а постепенно заманивать врагов как можно дальше вглубь своих земель. Скифы разделились на два войска. Одно, вместе с союзниками – савроматами, должно бы находиться на большом отдалении от персов и напасть на них, как только враги повернут обратно. Второе войско скифов следовало в одном дне пути перед персами, уходя от столкновений, засыпая колодцы, поджигая степь и уничтожая все растительность. Заманив персов вглубь своей страны, скифы начали нападать на отряды персов, посылаемые за продовольствием. Персидские войны начали гибнуть от голода и болезней и Дарий, по совету приближенных повернул назад, обманув скифов. Персы ночью покинули лагерь, оставив зажженные огни и раненых. Теперь уже скифы преследовали Дария, которому с трудом удалось вернуться к переправам и спастись, вместе с поредевшей армией.

-2

Великий карфагенский полководец Ганнибал наступил на те же грабли через триста лет, во время Второй Пунической войны (218—201 до н. э.). Перейдя Альпы, разгромив римскую армию в нескольких сражениях Ганнибал захватил несколько крупных городов в Италии, дойдя до ее юга. Исход войны решила тактика римского военачальника Квинта Фа́бия Ма́ксима, прозванного Кункта́тором (Медлителем), который, вызывая раздражение несдержанных сограждан не вступал в бой с более опытным и сильным противником, а двигался параллельно, контролируя его передвижение, нанося ему мелкий, но постоянный урон. В результате Ганнибал, будучи отрезанным от путей снабжения и получения подкреплений, вынужден был покинуть Италию, а отмобилизованная и набравшая силу римская армия высадилась в Африке и разгромила карфагенян.

-3

Все эти персидские и римские истории должен был хорошо знать Наполеон Бонапарт, когда принимал решение воевать против России. Вроде бы, Геродот и Плутарх подробно все описали. В музейных библиотеках можно видеть их книги, изданные в 18 веке на французском языке. И юному Наполеону, как любому дворянину, преподавали историю. Однако, вторгнувшись в Россию с огромной шестисоттысячной армией, Наполеон двинулся, даже, не на Санкт-Петербург, в «самое сердце» России – В Москву. История повторилась. Снова талантливый полководец – завоеватель, огромная опытная армия. В первом же генеральном сражении русские потерпели бы поражение. История дальше всем известна. Снова «скифская тактика», организованное отступление, уничтожение припасов, «Бородино», оставление Москвы, катастрофическое отступление по разоренной Старой смоленской дороге, Березина и гибель Великой армии. Ссылка на остров Эльба, Сто дней, Ватерлоо, остров Святой Елены, мемуары Наполеона, в которых все правильно проанализировано.

С определенной долей приближения можно найти элементы скифской тактики и при отступлении Красной Армии до Москвы, хотя отступление заранее не планировалось, а было вынужденным. Действия отряда Зои Космодемьянской по уничтожению жилых строений в тылу врага это тоже часть подобной тактики.

Но часто бывает, что эффект скифской тактики возникает не из-за действий «скифов», а из-за непродуманных решений политиков и военачальников, которые просто растягивают свои коммуникации и сталкиваются с невозможностью организовать нормальное снабжение и обеспечение экспедиционных корпусов и многочисленных удаленных баз. Примеры тому вы сами можете найти в новейшей, да и в сегодняшней истории…