К сожалению, я не нашла номеров любимой коркинцами газеты "ГОРНЯЦКАЯ ПРАВДА". Она выходила с 1933 года, выходит сейчас. Нам трудно представить, но радио и газета были основными источниками новостей.
Коркино был и остается маленьким городком. Там все друг друга знают. Во время войны - тем более. Беда была одна, зашла в каждый дом и поселилась на долгие пять лет.
Я люблю этот город. Я настоящая провинциалка. Вкус жизни в далеких от столицы мест особый. Не лучше и не хуже, чем в миллионниках. Просто свой: медленнее течет время. Молодежь, как всегда, стремится в центр, а старшее поколение как будто хранит традиции и память.
Я сидела и рассматривала сегодня фотографии деда, бабушки, родителей, тети и дяди. Захотелось написать о своем времени, о детстве, о подруге Вале - соседке по площадке, о том, как мальчишки из нашего двора, чтобы попасть на фильм "Фантомас", поздно вечером соскоблили надпись на афише "детям до 16 лет запрещается". О том, как они однажды слили квас из бочки и оказалось, что на ее дне обитают какие-то червяки...
Думаю, сделаю это, а пока завершу то, что начала несколько дней назад: рассказ о военном Коркино. Просто опубликую выдержки из той самой "Горняцкой правды" и "Челябинского рабочего" военного времени. Теперь уже маленькое шахтерское село превратилось в город.
Это 1943 год.
На шахтах и в разрезе в то время работало много женщин. Мужчин не хватало. Жило большинство в бараках. В Коркино они сохранялись долго, в 70-80 годах еще были. И район был под названием "Кирсарай". Кирпичные сараи. Новое строительство, где жили мои бабушка, дедушка, мама, дядя и тетя, это были деревянные дома в два этажа. Дворы были стандартными - дома, а напротив сараи, где шахтеры держали скотину: коров, овец, свиней. Расстраиваться город стал только после войны - появились парадные "сталинки" с огромными потолками, балконами и... бомбоубежищами.
В нашем доме было такое. Там, как на корабле, были люки, "задраивающиеся" огромными колесами-рулями. В этом бомбоубежище сделали красный уголок, куда бабушкин брат принес книги, шахматы. Но мало кто сидел и читал в этом "уголке". Про него быстро забыли.
Я обязательно подготовлю статью о Коркино. О таком, каким его помню. Для этого нужно немного времени.
А пока читайте письма, которые уже выложены, пишите, ставьте лайки.
ПИСЬМА МОЕГО ДЕДА. Я порой лила слезы, когда читала. Ни одна газетная статья не передаст той обыденности и того трагизма, который отражается в незамысловатых, повседневных словах о том, что "еду, сама знаешь куда", о том, что в Москве чувствуется мирное время и ничего не изменилось. На самом деле, это то, что пропускала цензура, чтобы не сеять панику. Конечно, все поменялось . Так что читайте, как тогда - "между строк".