Многие смотрели мультик и/или фильм советских времён с аналогичным названием. В модные тенденции успешного человека, который всё везде успевает, идея Евгения Шварца вписывается просто идеально.
И вроде на вопрос, что лучше – спешить или лениться – ответ очевиден. Очевиден, но неверен.
Кратко о сюжете
4 волшебника забирают драгоценное Время у школьников-тунеядцев, превращая их в стариков. Школьники с такими раскладами не согласны. Отважный главный герой – Петя Зубов – случайно попадает в дом волшебников и подслушивает ценную информацию для освобождения. Четко выполнив инструкции, дети возвращают себе свой облик, а колдуны погибают. Хэппи энд.
Мораль проста: ценить свою жизнь, не разбазариваться на ерунду. Не лениться, а трудиться. Преодолевать сложности вместе.
Нестыковки сказки
Конечно, у нас есть идеальное обоснование – Это_Же_Сказка. Но это не значит, что текст должен быть нелогичным.
1. Почему-то у главного героя нет друзей. Ведь гораздо веселее сбегать с уроков с кем-то.
2. В рассказе каждому персонажу дано имя и фамилия, а каких-то подробных описаний характера нет.
3. У детей вдобавок к так себе внешности не добавляется «букет» пожилого человека. Где трясущиеся руки, слабость в ногах и быстрая утомляемость? Старички бегают по городу, ползут по лесу аки партизаны и даже ни разу не охнут.
4. Понятно, что характер остался, и малолетняя бабушка думает больше о детских газетах и играх, но голод, холод и сон никто не отменял. Однако никто из героев не беспокоился на эту тему, занимаясь обычными делами.
Двойное дно морали
Я уже как-то возмущался тем, что детская литература кишит идеей труда, постоянного самосовершенствования. Возможно, это работало в советские времена, когда все впахивали на заводах и перед глазами ребенка был наглядный пример того, как надо.
Но это абсолютно не работает теперь, с эрой интернета, когда на виду совсем другие примеры людей, которые в 25 становятся миллионерами.
Мораль сказки: работай, и добьешься успеха! Не будь лентяем!
И люди активно работают, наполняя свою жизнь бесполезными действиями и массой дел, которые по факту никак не улучшают финансовое положение человека, не дают ему новых навыков и не развивают старые.
«Сколько раз видел всё это Петя Зубов и только теперь понял, почему так боятся люди не успеть, опоздать, отстать»
Неужели Петя Зубов стал бы успешнее, пойди он в школу? Нет. У него установка – не работать на уроке, не вникать в новый материал. Установка баловаться, плевать бумажками. Что он прогулял, что был на уроке – итог одинаковый. Никакой.
Поэтому посыл автора уходит в никуда, не достигая цели.
Типичная подмена понятий
Самое главное – кому это выгодно?
Интернет, книги, телевидение заполонила идея успешного человека. Знаете, чем отличается обычный среднестатистический человек от успешного? Толщиной кошелька. При этом абсолютно не важно, украл он эти деньги, взял в кредит или заработал честным трудом.
Личные качества не важны. Личностный рост – на помойку. Кого волнует, что мальчик Петя за прошедший год выучил 3 новых песни на гитаре, если он по-прежнему не может этим зарабатывать деньги?
Сейчас ценится эффективность. Профессионализм требуют чуть не с первого года работы. Чего-то не можешь? Неудачник. Вот Толя, которому столько же лет, может, а ты – нет.
Родители разделились на два лагеря. Одни заставляют ребенка посещать ворох секций и кружков, другие уверяют, что «у ребенка должно быть детство», и вообще забивают на какое-то развитие, занимаясь собой.
Вместо вывода
Я хотел бы закончить разбор простой, даже очевидной мыслью.
Важно не то, что человек ежедневно работает над чем-то, а то, насколько эффективно он это делает. Можно учиться играть на скрипке, ненавидя инструмент, и через 10 лет трудов развести руками со словами «Ну, я сделал всё, что мог». Можно работать вместо 10 часов 5, а результат получать такой же.
Цель государства – чтобы человек работал как можно больше. Это там, сверху, выгодно, чтобы идея «успешного человека» владела массами, потому что для этого успеха надо вкалывать. Люди вкалывают – экономика поднимается, зарплаты чиновников повышаются.
Если брать книгу как поучительную сказку – почему бы и нет? Но всерьез рассчитывать на то, что после прочитанного дитя вдруг станет заниматься чем-то полезным – заранее обречь идею на провал.
Понравился анализ? Ставь лайк и подписывайся на канал!
Весь список литературы можно найти здесь