В 60-е годы Эмиль Горовец был одним из самых популярных эстрадных певцов. За прекрасный голос его называли русским Карузо. Он первым исполнил многие шлягеры, которые потом принесли известность молодым исполнителям.
Это было время, когда песни звучали из радиоприемников и на виниловых грампластинках, но исполнителей все равно узнавали на улицах. Так было и в случае с Горовцом.
Его живые выступления проходили при полных аншлагах. После продолжительных оваций к певцу слетались поклонницы с цветами и открытками для автографов.
Они были готовы на все, чтобы жгучий харизматичный мужчина обратил на них внимание. Многим влюбленным в него барышням Горовец отвечал взаимностью, хотя и был женат многолетним браком.
В 72 года Горовец записал несколько оперных арий, и все признавали, что у него могла бы сложиться отличная оперная карьера.
Не я уехал — меня уехали
Но не всё и не всегда у популярного исполнителя получалось гладко. Начинал он как солист Государственного Еврейского театра и исполнял песни на идише. Со временем начал петь на русском языке и быстро завоевал новую аудиторию.
Но потом в искусство вмешалась политика. У Советского Союза испортились отношения с Израилем. Поменялось и отношение властей к еврейскому репертуару Горовца — его песни на идиш вытесняли из концертных плейлистов. Вскоре ему вообще запретили их исполнять.
В 1973 году Эмиль Яковлевич с женой, актрисой Маргаритой Полонской, перебрался в Израиль. На вопрос о причинах своей эмиграции певец отвечал «Я не уехал, меня уехали».
После отъезда из России в нашей стране Горовец оказался под запретом. Вопрос с «предателями» в те годы решали кардинально — записи певца на радио стерли, пластинки изъяли из продажи и уничтожили.
На Земле обетованной были свои трудности. Песни на идиш в Израиле тоже не стали популярны — культура «транслировалась» в массы в основном на иврите.
Горовец уехал в США, затем вернулся в Израиль, где дал больше 20 концертов по всей стране. Но затем все-таки снова уехал в Америку.
Здесь он преподавал пение, вел передачу на радио, выступал с концертными программами в собственном ресторане — первом русском предприятии общепита в Нью-Йорке.
Две женщины его судьбы
Эмиль Горовец был женат трижды и имел двух сыновей. Большую роль в его судьбе сыграли две последние супруги.
Больше половины жизни он прожил с актрисой Маргаритой Полонской. Муся, как ее называл муж, стала ему верной помощницей, работала в его концертных программах в качестве конферансье. Эмиль Яковлевич говорил: "Если бы не Маргарита я не стал бы Горовцом!".
Супруга ушла из жизни раньше. Певец долго переживал утрату, все свои чувства вложил в слова и музыку грустной лиричной песни, которая больше напоминала плач, реквием. Эту песню он посвятил жене. А потом устроил большой концерт, посвященный Маргарите.
Уже немолодой Горовец жил один. Сын от второго брака, Александр, навещал его нечасто. А Гарик, сын от первой супруги, в середине 90-х годов ушел из жизни в Москве. Эмилю Яковлевичу повезло встретить женщину, которая взяла на себя заботу о нем.
Последние годы
Ирина была его давней поклонницей и стала третьей супругой. Когда певцу было уже трудно передвигаться, она вывозила его гулять на инвалидной коляске, ухаживала за ним.
Эмиль Горовец покинул этот мир в конце лета 2001 года, после болезни. Последний приют певец обрел на кладбище в Нью-Джерси, рядом с Маргаритой Полонской.
А Ирина стала главной хранительницей его творческого наследия, популяризировала творчество певца, устраивала концерты памяти.