Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Новые данные о развернутых системах показывают важность продления договора по СНВ

Последние сводные данные по выполнению положений договору по СНВ, опубликованные Госдепартаментом, свидетельствуют о незначительном увеличении числа развернутых на боевых позициях стратегических сил США и незначительном сокращении российских развернутых стратегических сил за последние шесть месяцев. По состоянию на первое сентября 2018 года США и Россия развернули в общей сложности 1176 стратегических пусковых установок с 2818 боеголовками. Кроме того, две страны также имели в общей сложности 399 неразвернутых пусковых установок, что увеличивает общее число стратегических установок до 1,576 единиц. В совокупности с 2011 года обе страны сократили свои развернутые стратегические силы на 227 пусковых установок и 519 боеголовок. Боеголовки, подсчитанные по новому договору СНВ, составляют лишь часть от общего числа боеголовок, которыми обладают обе страны. Российские военные запасы включают примерно 4350 боеголовок, в то время как Соединенные Штаты имеют в своем арсенале около 3800 боеголовок.

Обнародование данных происходит в особенно важный момент, когда Соединенные Штаты и Россия рассматривают вопрос о продлении действия договора о СНВ еще на пять лет после 2021 года, когда он должен истечь. Договор находится под атакой со стороны ястребов в Конгрессе, и администрация Трампа в настоящее время взвешивает, следует ли продлить этот договор в свете предполагаемого нарушения Россией других соглашений. Получаемые от разведсообщества данные подтверждают, что Россия, несмотря на активно ведущиеся ею программы по модернизации своих ядерных сил, не наращивает количественно свой арсенал ядерных вооружений, а продолжает их ограничивать в соответствии с положениями Договора. Более того, ограничения в договоре по СНВ заставили в последнее время Россию сократить количество боеголовок, развернутых на нескольких ее стратегических ракетах.

-2

Развернутые боеголовки. Опубликованные данные показывают, что Соединенные Штаты по состоянию на первое сентября этого года имели 1,398 развернутых боеголовок на стратегических установках, что является увеличением на 48 единиц с февраля месяца. При этом, начиная с 2011 года, Соединенные Штаты сняли со своих носителей 402 приписываемые им боеголовки. 1398 единиц, что не является фактическим чмслом развернутых боеголовок, потому что бомбардировщикам искусственно приписывают по одной боеголовке, хотя они не несут никакого оружия в мирное время (в этот период фактическое число развернутых боеголовок приближается к 1350), а в период напряженности или конфликта каждый из стоящих на вооружении бомбардировщиков В-52Н может нести до двадцати крылатых ракет дальнего радиуса действия, оснащенных ядерными боезарядами.

Россия насчитывает в своем арсенале 1420 развернутых стратегических боеголовок, проведя сокращение на 24 боеголовки с февраля месяца, что уменьшило в общей сложности, начиная с 2011 года, количество приписываемых ей боеголовок на 117 единиц. Российские бомбардировщики также не несут в мирное время ядерное вооружение, поэтому российское число развернутых стратегических боеголовок, по оценкам американских специалистов, приближается к 1370 единицам.

Развернутые пусковые установки. Опубликованные данные показывают, что в Соединенных Штатах развернуто 659 стратегических пусковых установок, число которых увеличилось на семь единиц с февраля месяца. При этом с 2011 года США осуществили общее сокращение на 223 пусковых установки. В России развернуто 517 стратегических пусковых установок, что на 142 единицы меньше, чем в США, и на 10 пусковых установок меньше, чем в феврале месяце. Общее же сокращение пусковых установки с 2011 года составило всего четыре единицы.

Неразвернутые пусковые установки. Опубликованные данные также показывают сколько неразвернутых пусковых установок имеется у двух стран. Это либо пустые пусковые установки, которые находятся в резерве, либо капитально отремонтированные, либо еще не уничтоженные. Соединенные Штаты имеют 141 неразвернутую пусковую установку, которая включает пустые шахты МБР, бомбардировщики в капитальном ремонте и пустые ракетные трубы на атомных подводных лодках в капитальном ремонте или переоборудовании. С 2011 года США уничтожили 101 неразвернутую пусковую установку. Россия насчитывает 258 неразвернутых пусковых установок. Это включает в себя пустые шахты МБР, пустые ракетные шахты на атомных подводных лодеах в капитальном ремонте, и бомбардировщики в капитальном ремонте. С 2011 года Россия уничтожила 86 неразвернутую пусковую установку.

Взаимные проверки в сложные политические времена. Договор включает в себя важную систему проверки, которая требует от Соединенных Штатов и России обмена огромными объемами данных о численности и операциях их стратегических сил и позволяет им инспектировать объекты друг друга. С момента вступления договора в силу в 2011 году обе страны обменялись 16 444 уведомлениями о перемещениях ракет-носителей и телеметрическими данными. Только февраля текущего года число этих уведомлений составило 1603. Данные, опубликованные Государственным департаментом, показывают, что американские и российские инспекторы провели в общей сложности 277 инспекций стратегических сил и объектов друг друга на местах с момента вступления договора в силу в 2011 году. В этом году до настоящего момента американские военные инспектировали российские объекты 13 раз по сравнению с 12 российскими инспекциями американских объектов.

Совокупные последствия ограничения развернутых стратегических сил и проверочной деятельности, требующей профессионального сотрудничества между американскими и российскими официальными лицами, означают, что новый договор СНВ стал своеобразным маяком в неспокойных отношениях между Россией и Соединенными Штатами в гораздо большей степени, чем кто-либо мог бы предсказать это в 2010 году, когда был подписан Договор. Строгое соблюдение обеими сторонами даже в период турбулентных отношений между двумя державами, которые усугубляются принятием все более и более жестких санкций, положений подписанного в 2010 году договора по СНВ свидетельствует о стремлении России и США и в будущем поддерживать стратегическую стабильность в военно-политическом отношении, что прямо отвечает национальным интересам обеих стран. На практике это означает либо продление действия подписанного договора по СНВ либо начало выработки нового соглашения по ограничению стратегических наступательных вооружений.