Найти тему
Doom

Канье Уэст и освобождение от эго

В преддверии Yandhi стоит вспомнить, чему был посвящен предыдущий альбом чикагского рэпера.

Письмо Антона Чехову своему другу и конфиденту Алексею Суворину в народе стало чуть ли не известнее многих произведений русского писателя. В нем он предлагал издателю написать рассказ о разночинце. По сюжету так и не написанного произведения молодой человек, сын крепостного, воспитанный на чинопочитании и поклонении чужим мыслям, по капле выдавливал из себя раба. В финале герой просыпался в одно прекрасное утро и чувствовал, как вместо рабской крови в его жилах течет человеческая. Дилогия ye + Kids See Ghosts рассказывает ту же историю. Пластинки посвящены испытаниям, которые переносит человек на пути к избавлению от оков и тому невероятному чувству, что пробуждается в нем по достижении цели. Канье Уэст записал два великих альбома о том, что значит быть свободным.

Темы рабства и счастья ни раз оказывались ключевыми для музыки Уэста и до этого. 808’s & Heartbreak был произведением о невосполнимой потере и связанной с ней внутренней пустоте. My Beautiful Dark Twisted Fantasy своим масштабом, барочной роскошью и богатством аранжировок олицетворял абсолютный консюмеризм, который не только не заставляет нас чувствовать себя лучше, но лишь усиливает чувства холода и отчуждения. Канье много и охотно рассуждает о рабстве. Его интересует философская сторона вопроса. Духовная закрепощенность все еще остается серьезной проблемой для человечества, ищущего свет в потемках. Уэст и сам был несвободным почти всю жизнь. И это чуть не свело его в могилу.

Канье - известный эгоманьяк. Эго и неиссякаемое упорство помогли ему достигнуть того, что он имеет на сегодняшний день (а помимо прорвы великих пластинок у Уэста за плечами компания с миллиардной капитализацией). Но у любой медали - две стороны. Запутавшись в тенетах своего эго и отказавшись от компромиссов, артист обрек себя на ментальное рабство. Несмотря на дерзкие, вызывающие поступки, как будто кричащие о бесстрашии, больше всего музыкант боялся не оправдать собственных надежд. Он боялся быть человеком. И лишь оказавшись на грани сумасшествия Уэст понял, что этот страх сделал его рабом.

Раб своего эго обречен на неутолимую жажду. Достигнув одного, он тут же стремится к другому. Неспособность насладиться мелочами лишает его возможности наслаждения жизнью в целом. Эго, способное быть благом, может обернуться и главным врагом. Эго сделало Канье номером один в рэпе нулевых. Оно же провозгласило его богом в начале десятых. Но счастья оно ему не принесло.

И теперь, после затяжной депрессии, Уэст потушил свое эго и отказался от ярлыков, к которым когда-то стремился. Он даже больше не Канье. Просто ye.

-2

Вайоминг восстановил душевное состояние артиста. Теперь Уэст вернулся, чтобы посвятить себя свободному мышлению. Канье направляет прожектор зрительского внимания на несколько значимых идей, благодаря которым человек сможет лучше понять себя и принять. А потом прийти к катарсическому чувству освобождения. И первый концепт он озвучил еще в мае, на интервью у Charlamagne tha God. “Я здесь, чтобы показать вам несовершенство. Красота суть несовершенство…”

Что значит быть человеком? ye именно об этом. На протяжении всего 23 минут Канье рассуждает о слабости, страхе, мыслях, что преграждают путь к настоящей свободе. ye - это во многом размышление о том, насколько человек прекрасен сам по себе, насколько экзистенция каждого из нас уникальна и красива. Это завораживает.

Другим важным концептом для дилогии Уэста стала идея взросления. Канье избавляется от незрелой мегаломании и эгоизма. Артист впервые рассказывает не только о себе, но и о людях, благодаря которым он существует. Он рефлексирует на темы супружества и отцовства. Его образ жизни постоянно подвергает опасности жену и детей, особенно в свете постоянных скандалов с участием западных знаменитостей. Но семья продолжает быть для него опорой несмотря ни на что. И не только семья в нуклеарном смысле, но и просто близкие, преодолевшие рука об руку с Канье все черные полосы. На пластинке много посвящений тем, кто всегда рядом.

-3

И это ключ к следующей идее. Важной темой музыки Уэста всегда была личность. Он без конца говорил “я, я, я”, но в то же время прекрасно понимал, что слушатели экстраполируют это на свой субъективный опыт. Таким образом он как бы подпитывал их уверенность в себе, веру в свои силы. Канье говорил: “Мои фанаты - фанаты самих себя”. Его музыка всегда говорила о субъекте, но на ye он впервые приходит к идее, что границы субъектности невероятно размыты. Мы формируем друг друга. Мы гораздо более коллективны, чем нам хотелось бы думать. ye - это мы. Мы все.

Канье теперь не номер один. Не в силу того, что он больше не способен удержаться на вершине, но потому, что для него больше не существует номеров. Люди едины и ни один из них не лучше других. Артист осознал это, освободился от своего эго и стал счастливым. Чарующему состоянию свободы и абсолютного счастья посвящен альбом супергруппы Kids See Ghosts.

Несмотря на громадную разницу между Кади и Канье, их последние годы были одинаково омрачены психологическими проблемами. Оба музыканта смогли преодолеть их и переродиться. Kids See Ghosts весь соткан из этого чудесного ощущения освобождения.

Канье продолжает оставаться ребенком и искать. Оттого он и в 41 актуальнее и свежее большинства новичков. Его музыка все еще интересна, а сам артист не прекращает осваивать новое. И в этот раз он смог научиться самому важному - мелочам. Кто-то может и не придать значения месяцу проекта Вайоминг. Однако именно такое искусство и меняет нас, заставляя по-другому взглянуть на жизнь. ye - это история человека, по капле выдавливающего из себя раба. Рассказ об этом может выдавить несколько капель и из слушателя.

-4

Если вам понравился этот материал и вы хотите прочесть больше о самых интересных идеях из мира искусства, то подписывайтесь на мою публичную страницу doom, на которой регулярно выходят новые тексты.