Найти в Дзене
Отдых.today

ПОЙМАТЬ ЗЕЛЕНУЮ ВОЛНУ

Оглавление

Как живут светофоры больших городов.

У города есть ритм. Его создают люди, но регулируют машины — светофоры. От них зависит, насколько четкой будет мелодия мегаполиса. Не замечать этих сигнальщиков — себе дороже. Редакция ЕТВ рассказывает, как светофоры создают и разрушают автомобильные пробки, собирают и распускают толпы пешеходов.

Самый первый светофор в России появился в Ленинграде 15 января 1930 года, а спустя два года — в Свердловске. Его установили после того, как горсовет утвердил Правила уличного движения. К началу 1930 годов по улицам Свердловска колесили 183 легковушки и 423 грузовика. Плюс трамваи. И хотя быстрее 40 километров в час по правилам двигаться было нельзя, на центральных улицах уже возникали спорные ситуации, грозящие авариями, а пешеходы испытывали неудобства.

Первый такой механический регулировщик появился на перекрестке Толмачева и Ленина. И в отличие от современных экземпляров этот прибор крепился к тросу над проезжей частью, а не монтировался на столб. К тому же световые сигналы в те годы не сменяли друг друга автоматически — их переключал постовой милиционер, который сидел в будке, установленной неподалеку.

Тот самый первый светофор на Ленина — Толмачева
Тот самый первый светофор на Ленина — Толмачева

В Екатеринбурге 2018 года 630 светофорных объектов. В них входят все светофоры на перекрестке — от двух до 12, так что самих светофоров больше тысячи. Все они работают по заданным программам и, в общем-то, не сильно нуждаются в человеке.

Теперь один специалист Центра организации движения следит за всеми городскими светофорами: на интерактивной карте они мигают разноцветными точками, сообщая координатору о своем состоянии. Его задача — вовремя замечать изменения и оперативно на них реагировать. В сутки в Екатеринбурге ломаются три-четыре светофора, на их починку уходит от нескольких часов до суток.

Александр Новых работает диспетчером светофоров уже 27 лет. Он рассказал,что тяжело следить за всеми 630 точками только первые год-два, а потом привыкаешь. На случай поломки у него есть инструкция: зафиксировать сигнал, сделать запись в электронном и рукописном журналах (эта информация понадобится в случае, если на участке случится ДТП) и сообщить ремонтной бригаде.

Александр Новых за работой
Александр Новых за работой

Если светофор сломался на загруженном перекрестке (например, на Ленина — Карла Либкнехта), то на помощь приходит ГИБДД: дорожные полицейские вручную регулируют движение, пока ЦОД решает проблему. Но на этом работа правоохранителей не заканчивается. Хоть они и не отвечают за светофоры напрямую, следить за работой автоматических регулировщиков им приходится — из-за неправильно рассчитанных фаз автомобили могут встать в мертвую пробку, а из-за поломки может случиться авария.

ГИБДД выдает предписания ЦОДу, если светофор неисправен, сломался или нуждается в замене, рассказали в отделении пропаганды свердловского ведомства. Более того, дорожные полицейские могут попросить транспортников изменить схему регулирования на участке, чтобы уменьшить пробки.

Внутренняя автоматика

С тех пор, как светофоры стали автоматическими, они нуждаются в программировании. Специалисты по транспорту собирают информацию об автомобильном движении и количестве пешеходов на определенном участке и рассчитывают, сколько должна длиться каждая фаза. Особенное внимание уделяют работе светофоров в часы пик: с 7:00 до 9:00 и с 18:00 до 20:00. В это время длительность каждой фазы может увеличиваться. Если идти по перекрестку 8 Марта — Малышева утром, то пешеходная фаза длится 27 секунд, днем она сокращается до 20 секунд.

Время работы сигналов светофора можно корректировать. И это часто нужно для удобства (и безопасности) водителей и пешеходов. Существует городская легенда про пенсионера Аркадия Ивановича, который, переходя улицу Азина, не успел дойти до тротуара, пока горел зеленый свет. И пожилого пешехода сбила машина.

После этого несчастного случая время работы разрешающего сигнала увеличили. И сейчас зеленый светит больше минуты, хотя улица Азина узкая. А у светофора, который стал добр к пешеходам, появилось имя — Аркадий Иванович.

История о добром светофоре Аркадии Ивановиче. Комикс: Николай Пекарский, ЕТВ
История о добром светофоре Аркадии Ивановиче. Комикс: Николай Пекарский, ЕТВ

Замдиректора Центра организации движения Евгений Селетков рассказал, что в Екатеринбурге преобладают двух- и трехфазные светофоры, но встречаются и четырехфазные — на сложных перекрестках, где есть отдельные от основного потока повороты и трамвайное движение. Например, проспект Космонавтов — Машиностроителей.

-5

В центре города потоки автомобилей и пешеходов иногда разводят во времени — так узкие перекрестки с плотным движением спасают от перегруженности. Таким уже давно стал перекресток 8 Марта — Радищева, а летом 2017 года к нему присоединился перекресток Малышева — Хохрякова.

-6

Управлять программируемыми светофорами гораздо легче, если они становятся одним целым с соседями по перекрестку — это те самые светофорные объекты. Приборы связаны друг с другом проводами, которые идут к контролеру. Обычно это железный шкаф высотой в полтора метра. Именно его показания считывает диспетчер Центра организации движения.

Контролер на перекрестке 8 Марта — Малышева раскрасили под кассету
Контролер на перекрестке 8 Марта — Малышева раскрасили под кассету

Если светофор ломается, то ремонтной бригаде иногда нужен доступ к подземным коммуникациям. Для этого на тротуарах делают люки. Чтобы отличить свои от чужих, не заглядывая внутрь, крышки колодцев помечают буквами: К — канализация, СТ — связь, Д — другие коммуникации, к которым относится и светофорная проводка.

Ехать разрешается

Сейчас уже каждому автомобилисту знаком термин «зеленая волна». Это эффект последовательного включения разрешающих сигналов светофора по ходу движения вдоль всей улицы. В результате чего поток машин движется непрерывно, без задержек, а дорожный «тромб» рассасывается.

А в Свердловске метод «зеленой волны» начали применять сравнительно недавно — с ноября 1985 года. Именно тогда, как писал «Уральский рабочий», в контроле уличного движения стали использовать «первую очередь АСУ „Город-М1“, автоматически регулирующую сигналы светофора в зависимости от загруженности того или иного перекрестка».

-8

Традицию бороться с пробками «зеленой волной» в современном Екатеринбурге продолжает Центр организации движения: сейчас такой режим включают, например, на проспекте Космонавтов при движении из центра города в сторону Верхней Пышмы. При этом в обратном направлении «зеленой волны» может и не быть.

Вопреки слухам, ЦОД делает «зеленую волну» не по указке ГИБДД, а исходя из собственных транспортных расчетов. Что, конечно, не отменяет возможности дорожных инспекторов влиять на ситуацию, если она угрожает безопасности движения.

Смена караула

К 1986 году в Свердловске за светофоры отвечали уже не миллиционеры, как в 30-х годах, а «специализированные монтажно-эксплуатационные подразделения», которых было девять на город. Как писал «Уральский рабочий» 32 года назад: «Они ежегодно устанавливают и ремонтируют в среднем по 50 светофорных объектов».

В последнее время Екатеринбург меняет по 30-40 светофоров в год — приборы устаревают или становятся жертвами ДТП. Уральской столице повезло влиться в программу «Безопасные и качественные дороги», поэтому деньги на регулировщиков выделяют из федерального бюджета. Хотя были и другие варианты.

-9

В конце 2000-х бывший тогда мэром Екатеринбурга Аркадий Чернецкий позвал итальянских транспортников, которые придумали новую светофорную систему для города. По задумке иностранных специалистов, к каждому прибору нужно было прикрепить видеоконтролер, который бы автоматически отслеживал загруженность участка в разное время и менял длительность фаз.

Но сработало бы это только в системе, для чего нужно было поменять все светофоры в Екатеринбурге. Реконструкцию оценили в миллиард рублей, который в условиях экономического кризиса решили пустить на более нужные вещи. Так что за светофорами Екатеринбурга по-прежнему приглядывает диспетчер ЦОДа.

Диспетчер Центра организации движения круглосуточно принимает звонки о поломках светофоров (кстати, ему же можно пожаловаться на упавший или пропавший знак) по телефону +7 (34-32) 33-54-93.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, чтобы узнать, как живут «городские аксессуары» — фонари, фонтаны, люки, вывески и даже урны.