Мы много пишем о том, как современные технологии помогают людям работать эффективнее. Но что делать с тем, что люди хотят (и могут) работать меньше?
Средний рабочий день — восемь часов, из которых Вася-менеджер продуктивно трудится четыре-пять часов, а сам хотел бы работать три.
Вася сам понимает, что он больше не тянет, но рассказать об этом некому — начальник хочет, чтобы Вася трудился от звонка до звонка.
Таким начальникам кажется, что сотрудники — это «стадо профессионалов», а офис они представляют чем-то средним между детским садом и тюрьмой.
В одной столичной компании на Шаболовской руководитель повесил в опенспейсе камеры, а у себя в кабинете — монитор, через который он следит за сотрудниками и их экранами — «Так, что это у нас? Выбирает зимнюю обувь! А почему Петрова нет на рабочем месте, обед закончился шесть минут назад!»
Клетка для офисной крысы
Камера под потолком опенспейса — это экстрим в стиле АНБ. Но многие компании используют другие способы «повышения рабочей эффективности»:
Контроль трафика
В офисе запрещают пользоваться соцсетями — дома инстаграм полистаете. Но сотрудники не особо страдают, и просто сидят в соцсетях на смартфонах. Иногда бедняги вынуждены переписываться по рабочим вопросам в телефонах, ведь на компьютерах заблокирован Телеграм.
Контроль посещения
В одной организации на Трубной руководитель ввёл строгий пропускной режим — с его помощью он надеялся бороться с бурными перекурами.
Присутствие на рабочих местах руководитель отслеживал с помощью веб-интерфейса. В обычный рабочий день система показала, что все на местах, но офис был наполовину пуст.
Оказалось, что сотрудники подговорили охранника, и тот выпускал их через турникет своим пропуском.
Личный контроль
Руководитель IT-компании на Новокузнецкой любил «мотивировать» сотрудников своим соседством — пересаживался на соседний стол к случайному коллеге, и постоянно подгонял его.
Сотрудники настолько ненавидели такое соседство, что не стеснялись подделывать больничные, только бы пропустить свою очередь.
Кроме таких методов, используют и другие: рассаживают сотрудников так, чтобы были видны их мониторы или делают скриншоты раз в 10 минут, проводят внеплановые совещания с разбором задач.
Все эти методы — не работают. Сотрудники понимают, что к ним относятся не как к взрослым людям и профессионалам, а как к детям, которые якобы воруют у начальника ценный ресурс — свое рабочее время.
Сотрудники быстро придумывают методы противодействия или просто уходят в другую компанию. Пускай руководители радуются, что просто уходят — ведь во время войны во Вьетнаме солдаты могли и гранату в палатку командира кинуть.
Как нужно контролировать сотрудников
Нужно понимать три важные вещи:
- На самом деле, контролировать людей полностью — нельзя.
- Объективные показатели работы важнее восьми часов за компьютером.
- Правильные инструменты и контролируют, и помогают.
Люди живут и работают так, как им удобно. Вы не навяжете им строгую корпоративную культуру, только если они не поймут её ценностей и не впитают дух компании самостоятельно. Но даже тогда люди будут прокрастинировать и откладывать дела на потом — это психология.
Единственный способ контроля за работой сотрудника — самоконтроль.
Выдайте задачу и установите KPI: закрыть 20 сделок за месяц. И всё, пускай сотрудник сам решает как ему работать. Может быть он будет две недели готовиться и собирать данные в фейсбуке, а потом закроет все задачи за 3 дня? А может он закроет всё за 25 дней и после не придет на работу? Пускай решает сам.
Показатели эффективности должны быть у любого сотрудника.
А чтобы сотруднику было легче выполнить план, дайте ему инструменты. Например, введите чек-листы. Вася выполняет пункты листа один за другим, и вы оба видите прогресс. А если не выполняет, узнать причину, почему.
⌘ ⌘ ⌘
Камеры в офисах не работают, поминутный контроль посещений, личный контроль руководителей, запрет фейсбука и инстаграма — тоже. Покажите людям, что они друзья и личности.
А камеру продайте, и на вы вырученные деньги купите пиццу в офис для пятничной посиделки.