Научные изыскания современных украинских историков уже давно стали полноценными анекдотами. Так, украинский политолог и экономист Олег Соскин, заявил в своё время, что изначально Россией называлась Украина, однако Пётр I украл это название для себя. Ещё один увлекательный персонаж - академик Пётр Кононенко, директор Института украиноведения. Он «украинский след» обнаружил аж в древнеиндийском эпосе.
В целом, украинские «открытия» довольно широко, чему способствует их явная абсурдность. В тени же украинских историков оказались беларуские изыскатели-ревизионисты, которые также пытаются придумать уникальную древнюю историю своему народу, чтоб было чем потрясать с трибун. Как бы то ни было, но беларуские открытия пока что держатся в рамках адекватности, хотя и являются и обычным словоблудием.
Одно из самых распространённых новомодных веяний в беларуской историографии - прямая наследственная связь с Великим княжеством Литовским и литвинами. Такая наследственность легко объясняет, почему современные беларусы должны ненавидеть Россию, и целоваться в дёсна с Польшей и Литвой.
Самое интересное, что доля правды, и весьма ощутимая, в этой теории есть. Великое княжество Литовское возникло как симбиоз прибалтийских племён-завоевателей, известных как литвины, и покорённых западных славян, предков современных беларусов.
Покорение западных русских княжеств литвинами происходило как мирно, путём династических браков, так и полноценными войнами. Однако после войны наступает мир, когда и завоевателям и завоёванным приходится уживаться друг с другом в одной стране. В древности этот момент протекал по двум вариантам.
Первый характерен для Тёмных веков, когда племена варваров захватывали земли Римской империи. Завоеватели держались особняком, сводя контакты с местными к минимуму. В итоге в новом королевстве проживало два совершенно не связанных меж собой народа. Это приводило к тому, что с возникновением внешних угроз местное население ни как не поддерживало своих сюзеренов, а чаще сразу переходило на сторону врага.
Так, например, произошло с королевством Вестготов в Испании. Подобный тип можно отнести и к покорению Руси монголами, которые по факту даже не жили в завоёванных землях.
Второй же вариант подразумевает постепенное перемешивание покорителей и покорённых. В абсолютном большинстве случаев это происходит через поглощение завоевателей ввиду их малочисленности. Обычно от них остаются лишь название и некоторые культурные обычаи. Так происходило в Болгарии, и так происходило в Венгрии.
В случае с литвинами покорение происходило по второму принципу. В итоге чужаки и местные стали единым этносом - такие знаменитые князья, как Витовт и Ольгред отличались от славян разве что именами, говорили же они на западнорусском наречии, как и все местные. Как и все местные они приняли православное христианство. По факту в XIV веке литвины представляли собой русскоговорящий православный народ - как дворянство, так и крестьянство. Тот народ действительно можно, в определённой мере, считать предками современных беларусов.
Однако в 1385 году была подписана Кревская уния с Польшей, положившая начало обратному процессу - разделу единого народа на литвинов и славян. Изначальное соглашение было примерно равным для обеих сторон, но с годами в него начали вноситься поправки, доработки и новые положения, всегда в пользу польской шляхты как доминанта.
Тут надо уточнить один момент. Это сегодня мало у кого есть сомнения в славянском происхождении польского народа. В средние века же в Польше господствовала теория сарматизма. Дворянские роды возводили своё происхождение к древним кочевникам-господам, в то время как крестьяне считались покорёнными славянами.
Литвинской шляхте такая система пришлась по вкусу и начался процесс полонизации. Литвинские дворяне, желавшие на равных общаться с польской шляхтой, переходили в католичество, одевались на польский манер и говорили по-польски. Как итог, некогда единый народ разделился на польскоговорящих католиков-панов из литвинов и русскоговорящих православных холопов из славян.
Параллельно шёл процесс замещения всего русского, считай беларуского, на польско-католическое. В ВКЛ было запрещено любое делопроизводство на русском языке и его местном наречии. Местная православная церковь перешла в ведение католиков и появились так называемые униаты. Изначально греко-католики просто менили подчинение, но с годами церковнославянский язык заменили на латынь, подменялись также и обряды. Просуществуй Речь Посполитая до наших дней, то ни о каком беларуском народе мы бы не услышали.
Именно с процессом распада литвинского народа современная историография связывает появление беларусов. За века в составе ВКЛ этот славянский народ обзавёлся собственными культурными, религиозными и языковыми особенностями.
Любые утверждения, что беларуский народ выдуман в СССР, не имеют под собой основы. Уже в XVII веке его выделяют как отдельный, хотя и часть русского. При этом нет ни единой причины считать современных беларусов наследниками литвинов. Первые веками находились под давлением польско-литовского влияния, но сохранили свою веру и язык. Вторые же подверглись тотальной полонизации и полностью порвали любые культурные связи со своими подданными.