Фильм "Кислота" Александра Горчилина, молодого режиссёра и ученика современного мученика культуры Кирилла Серебренникова, вышел в Российский прокат 4 октября. Победитель сомнительного кинофестиваля "Кинотавр" в номинации "Дебют" сразу получил огласку и обзавёлся сотнями упоминаний в Instagram stories модников обеих столиц. Ниже вы не прочтёте статью в стиле Кинопоиска. Это просто интерпретация увиденного человеком, который живёт так же, как герои фильма.
Во-первых, стоит высказаться на тему того, почему картина навела столько шороху. По сути, "Кислота" пока единственный фильм, который снят о поколении, которое посещает киноцентры с авторским кино или даже сетевые кинотеатры. В современном культурном пространстве есть плеяда новых режиссёров, которые исследуют российскую действительность в целом. Самым известным из них считается Звягинцев, который продолжает нелёгкое дело "достоевщины". В этом случае, мы имеем дело с новым социальным феноменом. Дурацкий и заезженный термин, но передающий суть — миллениалы. Именно о них повествует то, что показывается на экране. Всегда интересно посмотреть на себя со стороны и подсмотреть за жизнью "соседей по обществу". С другой стороны, старшее поколение узнаёт, что творится с молодежью, которая не радует родителей старыми добрыми рассказами за семейным ужином "Как прошёл мой день". На этом и закончим рассуждения об очевидном.
В картине прослеживается несколько линий, которыми автор вычерчивает образ, но это не статья опытного кинокритика, поэтому разберём лишь одно из посланий. Речь пойдёт о кислоте в названии, кислоте в сценах, кислоте в жизни.
По первому впечатлению, кажется, что "сейчас посмотрим русскую версию Реквиема по Мечте", однако, после вступления сюжет перетекает совсем в иное русло и мы уже смотрим драму поколения Y, где наркотики всплывают всего два раза за полтора часа. В итоге от увиденного даже возникает уверенность, что фильм то не о вреде запрещённых препаратов. Давайте заглянем в смысл между кадров.
Что такое "кислота" в жизни поколения Next в Москве и Петербурге? О других городах рассуждать не берусь, потому что не вовлечён в их социальную действительность. Кислота — ЛСД или диэтиламид лизергиновой кислоты, самый известный полусинтезированный психоделик. В этих кругах прогрессивной молодёжи, считающей себя богемой высокого андеграунда, распространено мнение, что лизергин расширяет сознание и стимулирует творческую активность. Часто встречается аргументация "Мне надо подумать о своей жизни, понять куда я двигаюсь", перед тем, как ЛСД отправляется в рот. Другие заявляют, что таким образом они ищут вдохновение, как завещали 60-е. Обойдёмся без морализаторства на эту тему, просто выделим главное — кислота это поиск истины и гарант творчества. Теперь вернёмся к ленте Горчилина.
Первая сцена, которая развивает сюжет и задаёт тон, начинается с психотропного прихода неизвестного героя. Забавно, что исполнитель роли Пётр Скворцов снова щеголяет перед зрителем в нагом виде как и в фильме "Ученик". Связь с названием становится очевидной, но тут всё заканчивается супергеройским прыжком летального исхода в московскую дворовую ночь. Вроде бы, позиция автора для неискушённого зрителя о вреде употребления наркотиков становится понятной и дальше фильм совсем не об этом.
Однако, это первый и самый простой шаг в исследовании проблемы, как стимуляторы участвуют в разрешении вопросов бытия у неподготовленного к мудрости человека. Герой представитель брошенного поколения, который доступным и наиболее быстрым способом ищет своё место во вселенной. О том, что он брошен, мы узнаем из монолога главного героя, обращённого к матери погибшего. Государство, общество и семья социализируют человека и должны давать ему ответы на сущие вопросы. Увы, государство способно участвовать в жизни поколения разгонами рейвов, общество пропитано безразличием к происходящему, а семья (старшее поколение) живёт в разрыве с повседневностью молодёжи после шоковой терапии 90-х. Перечисленное можно увидеть в последующих сценах.
Из выше сказанного напрашивается первое заключение: лизергин так себе выход в потребности познания, потому что для изучения пропасти нужно иметь серьёзную культурную страховку, чтобы не улететь в неё безвозвратно. Начавшись с увесистого узла, эта мысль проходит тонкой красной нитью сквозь повествование, только через жизнь других героев.
Вторая сцена, которая интереснее преподносит взгляд режиссёра на наркотики, это, безусловно, действие в студии концептуального скульптора. Герой поколения, проводник в яркую жизнь, contemrorary творец. Он распознаёт искусство там, где обыватель видит обрезанный член, даёт спасение, когда государство вмешивается в техно-таинство, разрушением созидает арт объект. В этот момент появляется совсем другая кислота — хлорная, HClO4, но тоже химическое соединение с тем же названием и тем же дуализмом по воздействию. Даже способ употребления одинаковый.
Хлорная кислота дальше появляется во всех актах творения и поиска ответов на глубинные вопросы: сцена с обсуждением музыки, крещение ребёнка, чувство вины за смерть друга, тупик в личной жизни и мировоззрении. В начале статьи говорится о психодолике, как стимуляторе творческой активности. В этом не очевидном направлении мы наблюдаем очень тонкую критику такого предубеждения. Создавать из ничего невозможно, приносить пользу без блага не получится, делать что либо ничего не умея не выйдет. Вы просто уничтожаете себя изнутри, окончательно разрушая то, что в вас могли вложить. Так можно интерпретировать присутствие хлора в высшей форме окисления в контексте наркотиков, который сформирован началом фильма. Очередная максималистская попытка воспроизвести в жизни тезис "страсть к разрушению есть творческая страсть" воспринимая его буквально и топорно. Созидательно разрушительный дуализм ЛСД при полном отсутствии творческого индивидуального начала.
Приятно видеть, что современник критически высказывается об обществе взрослых, которое в своих проблемах не заметило как испоганило поколение, и представителях этого нового поколения, которое мало что из себя представляет. Конечно, картина не только о вреде нелегальных средств, но это одно из важных сообщений автора.