Найти тему
Nerf this gameblog (архив)

Как спасают игры от забвения

Мало кто знает, что история наследия игр находится под угрозой исчезновения. Этому способствует очень много факторов: от банальной порчи носителей, до нежелания самих разработчиков заниматься проектом или от их собственной безалаберности. Тем не менее существуют несколько инициативных групп в мире, которые имеют такие хранилища с играми. Плюс, есть люди, которые в одиночку пытаются сохранить и улучшить то, что оставили нам разработчики. Сегодня о таких примерах и поговорим.

Одна из полок в хранилище Библиотеки Конгресса.
Одна из полок в хранилище Библиотеки Конгресса.

На Западе благие намерения могут встретиться с суровым законодательством. Ведь попытки копирования на сторонние носители, внесение каких-то изменений и прочие манипуляциями игры - это прямое нарушение авторских прав. То есть, по сути, многим пришлось нарушить закон, или делать это на территории где они более "размыты". Многим некоммерческим организациям вроде Фонда истории видеоигр и японского сообщества по сохранению игр это удалось. В Библиотеке Конгресса, например, тоже есть более 3500 экземпляров с играми. Однако все это капля в море. Ни одна из этих организаций не способна вместить архив со всей историей и уж точно нет ответов, где это все хранить.

Генри Лоувуд заведует огромной коллекцией игр в Стэнфордском университете, но не может их демонстрировать, согласно законам.
Генри Лоувуд заведует огромной коллекцией игр в Стэнфордском университете, но не может их демонстрировать, согласно законам.

Но такие хранилища имеют место быть не только из-за дани уважения. Историей доказано, что порой издатели крайне халатно относятся к "исходникам" игр. Достаточно вспомнить как Konami эпично потеряли исходный код второй и третьей части Silent Hill, из-за чего HD Collection слепили из того, что было, то есть из беты. В Square Enix геймдизайнер Тецуя Номура как-то обмолвился, что "исходник" Kingdom Hearts был также утерян c момента создания в начале нулевых, из-за чего "ремастер" пришлось делать практически с нуля. Если уж у таких издателей случаются "косяки", то получается, что от этого не застрахована ни одна игра.

Озеро Толука в HD релизе Silent Hill 2. Что-то с ним не так.
Озеро Толука в HD релизе Silent Hill 2. Что-то с ним не так.

С цифровыми релизами тоже не так все прекрасно, как все думают. Например модем Nintendo Satellaview в лохматых годах позволял транслировать игрушки на Super Famicon через спутник на консоль. Там были порты и вариации на тему Super Mario, Harvest Moon и The Legend of Zelda. Устройство было экспериментальным, поэтому физические копии игр не делались. Как только сервис прекратил свою работу, игры канули в небытие. Но не все. Команда энтузиастов возродила The Legend of Zelda: The Ancient Stone Tablets. Она была схожа с A Link to the Past, но воспроизводилась только с помощью специального эмулятора. Даже был выпущен мультиязычный фанатский патч с переводом.

Несмотря на то, что подобные поделки поклонников не делаются с целью прибыли, Реджи Фис-Эме, директор американского подразделения Nintendo объясняет, что "есть грань между данью уважения к игре и попыткой на этом нажиться". То есть, законом преследуются только те, кто пытается извлечь выгоду из поделок на их франшизы.

-4

Многим играм за счет огромного количества поклонников была дана вторая жизнь. Vampire: The Masquerade - Bloodlines была выпущена в 2004 году не совсем доделанной и впоследствии студия обанкротилась. Многие локации были или недоступны или просто вырезаны из игры. Тоже самое было и с квестами. Только совместными усилиями фан-сообщества игра стала по-настоящему культовой и, благодаря патчам Дэна Апрайта, были добавлены множество квестов, персонажей, оружия и недостающий контент. Без поддержки поклонников игра бы никогда не достигла такого культового статуса.

The Sith Lords Restored Content Mod(TSLRCM)
The Sith Lords Restored Content Mod(TSLRCM)

Star Wars KOTOR II - также является одним из примеров, когда из-за поспешного релиза фан-сообщество доделало проект, добавив локации, вырезанные из игры. Крис Авеллон, ведущий дизайнер и сценарист Knights of The Old Republic II вспоминает, как поклонники обнаружили доказательства вырезанного контента и сами доделали игру с помощью модификаций. Именно любовь к игре позволила KOTOR II достигнуть своего потенциала и внесла вклад в наследие серии.

Можно вспомнить случай со старенькой Thrill Kill, которую из-за чрезмерной жестокости EA отказались издавать, и разработчики выложили код игры в открытый доступ. Так как интерес к проекту был достаточно подогрет - Thrill Kill все же получила распространение, пускай и неофициальное в истории видеоигр.

FreeSO
FreeSO

Еще одна проблема сохранения игр в истории - онлайн-проекты. Они появляются, существуют ограниченное количество времени а потом стухают. Поддержка прекращается, сервера закрываются и вот уже очередная игра канула в лету. The Sims Online от Maxis сейчас вряд ли кто-то вспомнит. Проект впоследствии был переименован в EA Land, который закрылся в 2008 году. За несколько недель до закрытия он попался одному человеку под ником Rhys и произвел на него впечатление. Будучи фанатом симсов, он создал собственный онлайн-проект FreeSO на базе игры и он до сих пор существует и дополняется. EA, кстати, в курсе творения фаната и ничего не имеют против данной MMO, пока автор не использует ее в коммерческих целях.

Конечно, в любой непонятной ситуации мы можем использовать торренты, но что будет без них? Как предотвратить исчезновение игр? Или некоторые проекты просто не стоят того, чтобы их спасать, да и нет смысла из-за специфических вкусов нового поколения? В любом случае, думаю, что задуматься над этим стоит.

Большое спасибо, что дочитали до конца! Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы узнать больше новостей из игровой индустрии! Обратная связь: VK группа/Facebook/Twitch.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц