Мало кто знает, что история наследия игр находится под угрозой исчезновения. Этому способствует очень много факторов: от банальной порчи носителей, до нежелания самих разработчиков заниматься проектом или от их собственной безалаберности. Тем не менее существуют несколько инициативных групп в мире, которые имеют такие хранилища с играми. Плюс, есть люди, которые в одиночку пытаются сохранить и улучшить то, что оставили нам разработчики. Сегодня о таких примерах и поговорим.
На Западе благие намерения могут встретиться с суровым законодательством. Ведь попытки копирования на сторонние носители, внесение каких-то изменений и прочие манипуляциями игры - это прямое нарушение авторских прав. То есть, по сути, многим пришлось нарушить закон, или делать это на территории где они более "размыты". Многим некоммерческим организациям вроде Фонда истории видеоигр и японского сообщества по сохранению игр это удалось. В Библиотеке Конгресса, например, тоже есть более 3500 экземпляров с играми. Однако все это капля в море. Ни одна из этих организаций не способна вместить архив со всей историей и уж точно нет ответов, где это все хранить.
Но такие хранилища имеют место быть не только из-за дани уважения. Историей доказано, что порой издатели крайне халатно относятся к "исходникам" игр. Достаточно вспомнить как Konami эпично потеряли исходный код второй и третьей части Silent Hill, из-за чего HD Collection слепили из того, что было, то есть из беты. В Square Enix геймдизайнер Тецуя Номура как-то обмолвился, что "исходник" Kingdom Hearts был также утерян c момента создания в начале нулевых, из-за чего "ремастер" пришлось делать практически с нуля. Если уж у таких издателей случаются "косяки", то получается, что от этого не застрахована ни одна игра.
С цифровыми релизами тоже не так все прекрасно, как все думают. Например модем Nintendo Satellaview в лохматых годах позволял транслировать игрушки на Super Famicon через спутник на консоль. Там были порты и вариации на тему Super Mario, Harvest Moon и The Legend of Zelda. Устройство было экспериментальным, поэтому физические копии игр не делались. Как только сервис прекратил свою работу, игры канули в небытие. Но не все. Команда энтузиастов возродила The Legend of Zelda: The Ancient Stone Tablets. Она была схожа с A Link to the Past, но воспроизводилась только с помощью специального эмулятора. Даже был выпущен мультиязычный фанатский патч с переводом.
Несмотря на то, что подобные поделки поклонников не делаются с целью прибыли, Реджи Фис-Эме, директор американского подразделения Nintendo объясняет, что "есть грань между данью уважения к игре и попыткой на этом нажиться". То есть, законом преследуются только те, кто пытается извлечь выгоду из поделок на их франшизы.
Многим играм за счет огромного количества поклонников была дана вторая жизнь. Vampire: The Masquerade - Bloodlines была выпущена в 2004 году не совсем доделанной и впоследствии студия обанкротилась. Многие локации были или недоступны или просто вырезаны из игры. Тоже самое было и с квестами. Только совместными усилиями фан-сообщества игра стала по-настоящему культовой и, благодаря патчам Дэна Апрайта, были добавлены множество квестов, персонажей, оружия и недостающий контент. Без поддержки поклонников игра бы никогда не достигла такого культового статуса.
Star Wars KOTOR II - также является одним из примеров, когда из-за поспешного релиза фан-сообщество доделало проект, добавив локации, вырезанные из игры. Крис Авеллон, ведущий дизайнер и сценарист Knights of The Old Republic II вспоминает, как поклонники обнаружили доказательства вырезанного контента и сами доделали игру с помощью модификаций. Именно любовь к игре позволила KOTOR II достигнуть своего потенциала и внесла вклад в наследие серии.
Можно вспомнить случай со старенькой Thrill Kill, которую из-за чрезмерной жестокости EA отказались издавать, и разработчики выложили код игры в открытый доступ. Так как интерес к проекту был достаточно подогрет - Thrill Kill все же получила распространение, пускай и неофициальное в истории видеоигр.
Еще одна проблема сохранения игр в истории - онлайн-проекты. Они появляются, существуют ограниченное количество времени а потом стухают. Поддержка прекращается, сервера закрываются и вот уже очередная игра канула в лету. The Sims Online от Maxis сейчас вряд ли кто-то вспомнит. Проект впоследствии был переименован в EA Land, который закрылся в 2008 году. За несколько недель до закрытия он попался одному человеку под ником Rhys и произвел на него впечатление. Будучи фанатом симсов, он создал собственный онлайн-проект FreeSO на базе игры и он до сих пор существует и дополняется. EA, кстати, в курсе творения фаната и ничего не имеют против данной MMO, пока автор не использует ее в коммерческих целях.
Конечно, в любой непонятной ситуации мы можем использовать торренты, но что будет без них? Как предотвратить исчезновение игр? Или некоторые проекты просто не стоят того, чтобы их спасать, да и нет смысла из-за специфических вкусов нового поколения? В любом случае, думаю, что задуматься над этим стоит.
Большое спасибо, что дочитали до конца! Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы узнать больше новостей из игровой индустрии! Обратная связь: VK группа/Facebook/Twitch.