(2018, США)
Целых четыре года режиссёр и сценарист знаменитого "Рейда" и чуть менее знаменитого "Рейда 2" Гарет Эванс не подавал признаков творческой жизни, а тут вдруг - хоп! - и, словно чёртик из табакерки, выскочил на Netflix. Да еще в непривычном для себя амплуа. Мы-то все ждали от Эванса очередное кунг-фуистическое кино, если не "Рейд 3", то хотя бы нечто подобное. А он взял и показал нам кукиш, сняв для нас...
...А хрен бы его знал, что именно он снял и на что вообще нацеливался. Похоже, и вовсе ни на что конкретное. Возникает ощущение, будто "Апостол" стал для Гарета этаким творческим "пробником", на котором он решил потренироваться во всех жанрах, на какие прежде не замахивался. Оттого и кажется порой, что он тужится объять необъятное, хватаясь за всё, но, к сожалению, не доводя до съедобной кондиции и половины своих сюжетных задумок.
Начинается фильм почти что в духе "Острова проклятых" Мартина Скорцезе. Самое начало 20 века. На остров, где обитает довольно странная сектантская община, вместе с очередной партией неофитов приплывает засланный "казачок" по имени Томас. Дело в том, что сектанты взяли в заложницы его сестру и начали шантажировать его богатого отца, намереваясь сделать его подневольным спонсором своей религиозной тусовки. Отец, вероятно, и раскошелился бы, да вот незадача - старик к тому времени совсем выжил из ума и был недееспособен. Тогда как Томас до недавних пор считался погибшим, и о том, что он может вдруг нагрянуть на остров, вымогатели понятия не имели.
Братец тоже не против отдать выкуп, если на то пошло. Но сначала он желает разнюхать инкогнито обстановку и убедиться, что сестра жива. Однако, как часто случается в такого рода сюжетах, первоначальные планы героя вскоре идут наперекосяк, поскольку в действительности на острове творится такое, о чем Томас даже не подозревает и к чему совершенно не готов.
Хорошая завязка, кто бы спорил. И зритель резонно ждёт от такой истории чего-то нетривиального, с обязательным шокирующим поворотом в финале. Тем более, что главный герой вдобавок опиумный наркоман, отчего может статься, что он неадекватно воспринимает реальность, путая явь и собственные глюки. Ан нет, усложнить сюжет в хорошем смысле слова Эванс не захотел. И стал вместо этого баловаться с жанрами, перескакивая с триллера на мелодраму, с нее - на мистику и далее по всем "кочкам", до которых только допрыгнул: хоррор, детектив, боевик, шекспировская трагедия, сюрреализм, философская притча... И не было бы тут ничего зазорного, кабы сама история при этом не раскрывала все свои карты еще в первой половине, не оставив напоследок ни одной убойной интриги. А без неё все эти жанровые эксперименты выглядят не особо увлекательными, да и нужными.
Зато, когда дело доходит до экшена, тут Гарет моментально седлает своего любимого конька-горбунка и даёт почти такого же жару, как в "Рейде", разве только без кунг-фу-выкрутасов. Вместо них кровожадная фантазия режиссера заставляет противников калечить друг друга подручными средствами, от банальных ножей и бритвы до... черепной открывашки и человекодробилки! Жаль только, боевых сцен в "Апостоле" на порядок меньше, чем в "Рейде", и многим любителям последнего здесь будет явно скучновато.
***
В общем, несмотря на то, что я тут понаписал, в действительности это кино далеко не так безнадёжно. И смотрится оно в целом с интересом, даже несмотря на слабенькую главную интригу, недожатые хоррор-элементы и не слишком популярную у зрителя, историческую эпоху. И всё же хочется надеяться, что в "Апостоле" Гарет Эванс вдоволь наигрался с жанрами и накрепко усвоил, в каком из них он общепризнанный мастер, а к каким его лучше не подпускать и на пушечный выстрел. Ну а если не усвоил, что ж, тогда велик риск, что таким макаром он быстро растеряет всех своих поклонников, число которых уже после "Апостола" наверняка подсократилось.