Найти тему
6000 миль до Голливуда

Апостол

(2018, США)

Именно это сделают с режиссером Гаретом Эвансом поклонники "Рейда 1-2", если следующей его картиной будет не "Рейд 3", а опять что-то в духе "Апостола".
Именно это сделают с режиссером Гаретом Эвансом поклонники "Рейда 1-2", если следующей его картиной будет не "Рейд 3", а опять что-то в духе "Апостола".

Целых четыре года режиссёр и сценарист знаменитого "Рейда" и чуть менее знаменитого "Рейда 2" Гарет Эванс не подавал признаков творческой жизни, а тут вдруг - хоп! - и, словно чёртик из табакерки, выскочил на Netflix. Да еще в непривычном для себя амплуа. Мы-то все ждали от Эванса очередное кунг-фуистическое кино, если не "Рейд 3", то хотя бы нечто подобное. А он взял и показал нам кукиш, сняв для нас...
...А хрен бы его знал, что именно он снял и на что вообще нацеливался. Похоже, и вовсе ни на что конкретное. Возникает ощущение, будто "Апостол" стал для Гарета этаким творческим "пробником", на котором он решил потренироваться во всех жанрах, на какие прежде не замахивался. Оттого и кажется порой, что он тужится объять необъятное, хватаясь за всё, но, к сожалению, не доводя до съедобной кондиции и половины своих сюжетных задумок.

Несмотря на то, что ружья в картине тоже есть, главным "ружьем Чехова" здесь является вот эта опасная бритва.
Несмотря на то, что ружья в картине тоже есть, главным "ружьем Чехова" здесь является вот эта опасная бритва.

Начинается фильм почти что в духе "Острова проклятых" Мартина Скорцезе. Самое начало 20 века. На остров, где обитает довольно странная сектантская община, вместе с очередной партией неофитов приплывает засланный "казачок" по имени Томас. Дело в том, что сектанты взяли в заложницы его сестру и начали шантажировать его богатого отца, намереваясь сделать его подневольным спонсором своей религиозной тусовки. Отец, вероятно, и раскошелился бы, да вот незадача - старик к тому времени совсем выжил из ума и был недееспособен. Тогда как Томас до недавних пор считался погибшим, и о том, что он может вдруг нагрянуть на остров, вымогатели понятия не имели.
Братец тоже не против отдать выкуп, если на то пошло. Но сначала он желает разнюхать инкогнито обстановку и убедиться, что сестра жива. Однако, как часто случается в такого рода сюжетах, первоначальные планы героя вскоре идут наперекосяк, поскольку в действительности на острове творится такое, о чем Томас даже не подозревает и к чему совершенно не готов.

Непонятно, зачем вообще делать ружейный обрез на острове, где ты сам полновластный хозяин, сам диктуешь законы и можешь расхаживать свободно с любым оружием без необходимости его скрывать?
Непонятно, зачем вообще делать ружейный обрез на острове, где ты сам полновластный хозяин, сам диктуешь законы и можешь расхаживать свободно с любым оружием без необходимости его скрывать?

Хорошая завязка, кто бы спорил. И зритель резонно ждёт от такой истории чего-то нетривиального, с обязательным шокирующим поворотом в финале. Тем более, что главный герой вдобавок опиумный наркоман, отчего может статься, что он неадекватно воспринимает реальность, путая явь и собственные глюки. Ан нет, усложнить сюжет в хорошем смысле слова Эванс не захотел. И стал вместо этого баловаться с жанрами, перескакивая с триллера на мелодраму, с нее - на мистику и далее по всем "кочкам", до которых только допрыгнул: хоррор, детектив, боевик, шекспировская трагедия, сюрреализм, философская притча... И не было бы тут ничего зазорного, кабы сама история при этом не раскрывала все свои карты еще в первой половине, не оставив напоследок ни одной убойной интриги. А без неё все эти жанровые эксперименты выглядят не особо увлекательными, да и нужными.
Зато, когда дело доходит до экшена, тут Гарет моментально седлает своего любимого конька-горбунка и даёт почти такого же жару, как в "Рейде", разве только без кунг-фу-выкрутасов. Вместо них кровожадная фантазия режиссера заставляет противников калечить друг друга подручными средствами, от банальных ножей и бритвы до... черепной открывашки и человекодробилки! Жаль только, боевых сцен в "Апостоле" на порядок меньше, чем в "Рейде", и многим любителям последнего здесь будет явно скучновато.

На некоторых кадрах "Апостола" и вправду очень трудно отличить от "Острова проклятых", даром что время действия в этих двух историях разнится аж на полвека.
На некоторых кадрах "Апостола" и вправду очень трудно отличить от "Острова проклятых", даром что время действия в этих двух историях разнится аж на полвека.

***

В общем, несмотря на то, что я тут понаписал, в действительности это кино далеко не так безнадёжно. И смотрится оно в целом с интересом, даже несмотря на слабенькую главную интригу, недожатые хоррор-элементы и не слишком популярную у зрителя, историческую эпоху. И всё же хочется надеяться, что в "Апостоле" Гарет Эванс вдоволь наигрался с жанрами и накрепко усвоил, в каком из них он общепризнанный мастер, а к каким его лучше не подпускать и на пушечный выстрел. Ну а если не усвоил, что ж, тогда велик риск, что таким макаром он быстро растеряет всех своих поклонников, число которых уже после "Апостола" наверняка подсократилось.

Режиссёр Гарет Эванс полагает, что мы начали забывать школьный курс физики, вот и решил напомнить нам о знаменитом "правиле буравчика". В своей любимой манере, естественно.
Режиссёр Гарет Эванс полагает, что мы начали забывать школьный курс физики, вот и решил напомнить нам о знаменитом "правиле буравчика". В своей любимой манере, естественно.