– Коля, ты бы хоть рюкзак снял.
Николай Никифорович, сосед по деревне, 54 года, бывший советский десантник, мужчина с пышными усами и неодолимой тягой к обогащению, медленно уходил под землю. Казалось, он неторопливо едет вниз на лифте. Вокруг леса Калужской области, бесконечная череда берез, километров десять до ближайшего жилья. Я сделал несколько шагов (хлюп-хлюп, прокомментировало ситуацию болото) и протянул Николаю лопату. Тот ухватился за нее, кое-как выбрался на поверхность – уже в пятый, кажется, раз.
Хождение по болотам — довольно традиционный ритуал для всех мужчин, кто так или иначе выбирается за пределы городов и населенных пунктов: грибники, собиратели ягод, туристы, кладоискатели, рыбаки и охотники. В стране, в конце концов, огромное количество болот. Есть, например, Васюганские — размером больше Швейцарии, их площадь 53 тысячи кв. км, и располагаются они на территории одновременно Томской, Новосибирской, Омской областей и Ханты-Мансийского автономного округа. Походы по болотам — отдельный вид экстремального туризма, который есть и у нас, и во всем мире (например, одни из самых популярных болот США — Манчак и Атчафалайа в американском штате Луизиана или же Великое Мрачное болото в Вирджинии). Есть отдельный термин — «болотинг»: гиды водят клиентов по топям. Занятие это далеко не безопасное. Трясины, которые могут за считаные секунды засосать человека, встречаются редко и памятны больше по «Собаке Баскервилей», но есть другие сложности: психологический дискомфорт от подобного типа местности (реально страшно ходить по чему-то вязкому и почти живому), множество насекомых, вечно мокрая одежда и крайне неудобная почва для передвижения (тот участок, который ты планировал пробежать за полчаса, легко растягивается на два).
Совет знатока – как правильно ходить по болотам (и чем это может быть полезно)
от Александра Жукова – главы триатлон-студии Z3team и бывшего профессионального рыбака.
"Экипировка при походе по болотам, по-моему, важнее, чем физическая подготовка, поскольку интенсивность работы при движении по топям довольно низкая. Очень важны длинные плотные штаны, высокие зашнурованные ботинки, куртка с длинным рукавом, еще очки и перчатки. В шортах и кроссовках идти бесполезно, комары закусают так, что забудешь дорогу домой. Двигаясь по болотам, важно уметь читать местность, отличать места, куда следует наступать, а куда – нет, учишься только с опытом. В чем-то все это похоже на альпинизм без скальных участков. Что же касается мышц, то тут работают сгибатели бедра, косые мышцы пресса и спины — все нужно укреплять. Ну или оно само укрепится во время таких походов."
Шел девятый час нашего путешествия по лесу.
Этим утром, часов в восемь, Николай Никифорович заявился в мой дачный домик, потрясая металлоискателем.
– Больше ждать нельзя, скоро дожди, в тех местах будет не пройти. А если найдем клад в этом году — дострою гараж.
Страсть к немедленному обогащению охватила многих российских мужчин, после того как на рынок вышли грунтовые металлоискатели: электронные приборы, позволяющие обнаруживать металлические предметы. Например, монету такое устройство (стоимостью около 30 000 рублей) может уверенно найти на глубине сантиметров тридцать. И — оповестить об этом писком определенной тональности. Хриплый и прерывающийся сигнал говорит о том, что под землей железо. Тонкий и непрерывный (о, его мечтают услышать многие мужчины!) — сообщает, что ты нашел серебро или, возможно, золото. Тысячи мужчин в наши дни курсируют по лесам страны, штудируют старые карты, пытаясь откопать старые клады, несметные сокровища или просто антикварные вещи. «Нет, ну там сто процентов что-то есть!» — в самых серьезных мужских компаниях можно услышать истории о том, что где-то в соседней деревне Сосенки некий помещик припрятал свои сбережения после революции. Найти древний клад и внезапно разбогатеть, скакнуть вверх по социальной лестнице (или хотя бы достроить гараж) — мечта многих мужчин.
С Николаем Никифоровичем мы не мелочились: субботним утром отправились в болота Калужской области, чтобы достать из-под земли клад Наполеона – популярнейшая цель для многих (как-то раз я его уже искал, с другими людьми). Как известно, награбленное французскими солдатами в Москве (у историков есть целый перечень) было увезено в непонятном направлении, с тех пор не всплыло ни в одной частной коллекции.
Как утверждают легенды (их из уст в уста передают местные водители, продавцы магазинов и разнорабочие) в нашей с Николаем Калужской области один из наполеоновских обозов, заплутав в лесах, ушел в болото неподалеку от города Боровска. Лет двести назад в том месте пролегала дорога, а сейчас все плотно заросло деревьями, ну и болото – на месте.
– Я ходил туда в июне, когда еще было мокро, чуть не утоп, но металлоискатель показал что-то огромное на глубине до двух метров. Что это еще может быть, кроме повозки? Никакого жилья рядом нет и не было! Сейчас жара, все подсохло, мы спокойно дойдем до места и узнаем, что там!
По словам Николая, идти до точки нужно было часа два. Мы прошли четыре и поняли, что заблудились.
Курсор карты на моем смартфоне постоянно прыгал с место на место, показывая неточные координаты, а телефон Николая ничем не мог помочь – сосед забыл зарядить его с вечера. Мы доели хлеб и колбасу, которые взяли с собой, выпили весь морс из термоса.
Стоит отметить, что погони за кладами весьма положительно повлияли на мужчин, далеких от спорта. Эта мода вытаскивает современный сильный пол с дивана, заставляет их образовываться, роясь в старых картах, и выполнять физическую нагрузку на свежем воздухе. Чем не гимнастика, не тренировка? Сапоги, утопающие в болоте, приходится постоянно вытаскивать из трясины. А еще ты одновременно балансируешь на кочках, чтобы не завалиться в грязь, – тут тебе и упражнение на баланс. Плюс не покидает ощущение, словно ты сидишь в бане или в сауне — всему виной 30-градусная летняя жара и испарения от влажной болотистой почвы. В какой-то момент случаются упражнения на реакцию: меня, как в фильмах, начинает затягивать в землю — я хватаюсь за лежащее рядом дерево, подтягиваюсь, вытягиваю себя наверх. Следом тонет Николай — кидаю ему лопату, которой мы собирались откапывать наполеоновский клад. Так происходит несколько раз подряд, в конце концов мы решаем, что нужно идти не к кладу, а домой. «Ладно, на гараж я с зарплаты отложу, а клад потом», — бормочет Николай.
К восьми вечера, после 11 часов блужданий, мы наконец хлопаем калиткой Колиного участка: вернулись. «Что с кладом? Ворота будем чинить?» – ехидно интересуется жена моего приятеля. Проснувшись утром, понимаю, что болит все тело, буквально все мышцы — спина, ноги, бедра и руки. Мои знакомые в инстаграме выкладывают видео совместной тренировки: «Кроссфит удался. Это был замечательный час». Какой к черту час? Мы с Николаем были в напряжении 11 часов подряд!
Хлопает калитка, сосед снова заглянул в гости: «Есть у меня одна идея, как туда все-таки добраться. Давай в следующие выходные?..»
Специально для Men's Health Russia
Zorkinadventures. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации!