Спайк Ли, очевидно, уже сыграл немаловажную роль в американском кинематографе, а его крайний фильм “Черный клановец”, одна из его самых политизированных и провокационных работ, этому подтверждение. Лиадаптировал для кино мемуары Рона Сталворта, первого полицейского-афроамериканца в Колорадо Спрингс, которому удалось успешно внедриться в Ку-Клукс-Клан и, при помощи своего белого напарника-еврея Флипа Циммермана, остановить нападение Клана.
Ли не впервой говорить об агрессивных проявлениях расизма, в частности о Ку-Клукс-Клане. Еще в 1992 году в своем магнум-опусе “Малкольм Икс”, где белые клановцы величественно рассекают ночную тьму при полной большой луне, он показал своё отношение к вопросу. Эта сцена была намеренно сделана довольно-таки нелепой. Таким образом Ли отсылает нас к Гриффитовскому “Рождению нации”. Гриффит всегда был одним из самых влиятельных пропагандистов-расистов, а его фильмы являются обязательной к просмотру классикой. Но Ли на это наплевать, он не отдает дань Гриффиту, наоборот, противопоставляет себя ему, показывает средний палец его фильмам. Пускай у Ли сцена с клановцами и имела драматический характер, ее техническое исполнение – очевидно пародийно. В “Черном клановце” фильм Гриффита и в целом “белый” Голливуд играют далеко не последнюю роль. “Клановец” прямо говорит нам о том, что он понимает важность пропагандистской культуры и искусства того времени, но при этом заявляет, что последствия от такого могут быть разрушительны. “Рождение нации” в “Клановце” называют голливудским блокбастером, который возродил образ ККК в начале прошлого столетия. Фильм Гриффита фигурирует в самой жуткой сцене “Клановца”: новопосвященные Дэвидом Дюком резиденты Ку-Клукс-Клана чрезмерно весело наблюдают за ужасами, показанными у Гриффита, а параллельно чернокожий старик рассказывает студентам, как его сосед был до смерти замучен белыми соседями.
Новый “джоинт” (так Спайк Ли называет свои некоммерческие “черные” фильмы) Ли в очередной раз охватывает полюбившуюся им тему – конфликт искусства и пропаганды, расы и ненависти. Он надавливает на самую стойкую опухоль в американской истории, которая тянется от Дэвида Дюка и Гриффита до Дональда Трампа, который также упоминается в фильме. “Черный Клановец” буквально кричит в ярости, крушит всё на своём пути и не собирается себя успокаивать. Фильм получился настоящим воплощением Америки Трампа – от шапито до театра, от комедии и до драмы. Ли использует образы того времени, дабы показать нам ситуацию в Америке сегодня. Разве может человек со взглядами Дэвида Дьюка стать президентом “великой страны”?
Рон Сталворта, сыгранный Джоном Дэвидом Вашингтоном, присоединяется к полицейскому управлению солнечного городка Колорадо Спрингс с целью стать первым черным полицейским города и изменить систему внутри. В полицейском участке, как и везде, Рону приходилось терпеть оскорбления и преследования со стороны коллег, дабы получить расположение начальника отдела. Но ни Рон, ни Спайк Ли не превращают эту историю в рассказ об униженных и оскорбленных, а наоборот, показывают развитие отношений внутри отдела. Рон очень быстро сменяет должность со смотрителя архива до полицейского под прикрытием и, с помощью своей новой работы, пытается реализовать свою главную амбицию – улучшить жизнь чернокожего населения города, своих “братьев и сестер”.
Ради этих амбиций и странного эксперимента, Рон позвонил в Ку-Клукс-Клан или, как они сами себя называют, организацию. Сталворт убедил их по телефонному разговору, что он тот, кто нужен организации, он уже договаривается с Кланом о членстве в их “секте”, но вот одна загвоздка: Рон – афроамериканец и, естественно, не тот, кто может стать лицом ККК и подражателем волшебника Дэвида Дюка. Поэтому Рон убеждает полицеского Флипа Циммермана (сыгранного блистательным Адамом Драйвером) пойти к нему в напарники и представлять, будучи под прикрытием, “Рона Сталворта” на собраниях Клана. Но даже у Флипа есть свой очень опасный нюанс, а именно — еврейские корни. Это ставит операцию и жизнь Флипа под угрозой, ведь он обязан проводить вечера с антисемитами со стволами за спиной. По ходу расследования, главные герои понимают, что Клановцы проявляют какой-то слишком нездоровый интерес к чернокожим студентам местного колледжа, которые постоянно устраивают массовые собрания.
Начиная с отсылок к “Унесенным ветром”, “черному” кинематографу тех лет и заканчивая открывающей фразой в титрах фильма “Основано на реальном, реальном дерьме” – всё это нам даёт понять, что в своем крайнем джоинте Спайк Ли будет искусно говорить со зрителем. “Клановец” – поразительный микс стилей, ведь, будучи порой забавным, игривым и чертовски поэтическим, он может ударяться в трагедию и в достаточно серьезные для нынешнего общества вопросы. Ли виртуозно манипулирует настроениями, в зависимости от того, про какую субкультуру снята та или иная сцена и с какой стороны надо её показать. Самый жесткий контраст наблюдается между полицейским участком и самим Ку-Клукс-Кланом. В полиции преобладает очень “холодный”расизм, почти его отсутствие, в отличии от Клановского расизма – глупого, яростного и жестокого. И Спайку Ли удается мастерски высмеять идиотизм Клана при помощи черного юмора и тонкой комедии.
Самый отмороженный ублюдок в Клане – это Феликс, тот, с кем Циммерману приходится контактировать больше всего, пока Рон ведет шуточные телефонные разговоры с Дюком. Зрителя поражают невежество и градус расизма, которые будто отравляют воздух на встречах Клана. Напряженность сцены, где Циммермана отводят в подвал, дабы пройти тест на детекторе лжи, сродни фильмам ужасов: она абсурдная, но сильно пугающая.
Больше всего в фильме лично мне нравились сцены с Роном и Патрис, активисткой местного университета, они будто бы опускали формальности сюжета и говорили со зрителем на другом, поэтическом уровне, которого так давно не хватало в творчестве Спайка Ли. Также хочется выделить сильнейшую сцену с речью лидера движения в поддержку чернокожих, Кваме Туре. Он будто бы захватывает умы и своей экранной аудитории, и зрителей в кинотеатре, от чего ты еще больше погружаешься в фильм. Его речь грандиозна, как труд поэта, и местные студенты увлеченно слушают его разговоры о том, что все они прекрасны и достойны быть лицами Америки. Такие моменты, как этот, создают очень мощный элегический тенор фильма. Тем не менее, они не получили своего полного завершения внутри ленты и были быстро отложены в ящик, ввиду надвигающейся угрозы со стороны Ку-Клукс-Клана.
Концовку многие могут посчитать хэппи-эндом, что возмутило многих зрителей, но финальные сцены дают понять, что Спайк Ли прекрасно знает, что искоренить зло за столько лет не удалось, и оно всё ещё процветает во всей Америке, а этот фанатизм медленно разрушает её.
Суммируя, можно сказать, что “Черный клановец” – это бурный водоворот ярости и желания перемен, приправленных потрясениями и лопнувшим терпением. Это анти-“Рождение нации”, настоящий ответ Спайка Ли расизму и белой Америке. Это не просто один из лучших фильмов года, но один из лучших у Ли вообще. Жонглируя мрачным и уморительным, печальным и смешным, трагедией и триумфом – Спайк Ли создает настоящий шедевр и один из самых важных фильмов на сегодняшний день.