Найти тему
Девица в башне

Цвет настроения - синий. "Пиковая дама" в театре Станиславского и Немировича-Данченко.

Людям далеким от оперы, возможно представляется, что Москва и всякие музыкальные театры в ней дают поклонникам жанра целый спектр возможностей, просто " смотри - не хочу". На самом деле все гораздо хуже и чтобы найти какую-то постановку, которую захочется послушать-посмотреть, нужно чтобы мозги буквально заскрипели от трудов. Как человек, имеющий возможность приезжать раза три в год на оперу, могу проконстатировать факт: этих трех раз вполне хватает, чтобы "выбрать" что-то приличное и к тому же относительно бюджетное в двух наших основных театрах.

К тому же эти театры отчего-то параллельно ставят одно и то же.

Помню у нас была такая история с детскими елками лет 7 -8 назад, когда то "Зайкина избушка" шла на новый год в двух театрах, то (кажется) "12 месяцев" - не суть.

Договориться просто не судьба оказывается и в столичных театрах тоже. "Пиковых дам" за последние несколько лет выпустили немало. Но я обнаружила, что странным образом все они прошли мимо меня и решила сходить в Стасик, потому что Чайковский в этом году - вообще моя тема и потому что декорации к постановке делал Бархин, чья выставка произвела на меня по весне неизгладимое впечатление.

Я имела представление, что на сцене, выдержанной в оттенках синего будет полукруглый ряд белых колонн и решила, что это будет занимательно получить в этом театре впечатление "отражения", ибо зрительный зал в Стасике тоже синий с белыми колоннами.

Режиссером " Пиковой дамы" является мой нелюбимый А. Титель, однако после того, как мне очень понравились его остроумные и избыточные в плане фантазий "Три апельсина" я подумала, а чего б не сходить.

И как постановка в результате эта "Пиковая дама" устроила абсолютно, за исключением пары моментов, о которых чуть позже.

Действие было несколько смещено в плане эпох, все в данном случае происходило накануне Первой мировой и это смотрелось вполне адекватно. "Пиковая дама" - творение очень мрачное по музыке. Все тяжелое, гнетущее, трагическое, нездоровое, хрупкое вполне вписывается в концепцию некоего "нарыва", присущего предвоенному времени.

Военная форма на мужчинах в данном случае - не просто признак их профессиональной принадлежности, она уже вот-вот получит практическое значение. Хор нянюшек в костюмах сестер милосердия и детский хор, одетый в солдатские одежды вроде как для игры, но при этом может статься, некоторые из юных вояк действительно окажутся на фронте. Лиза, да и другие барышни, одетые безо всякого кокетства или с минимальным количеством финтифлюшек - почти что грубо, сурово, удобно - визуальный сценарий для трудного времени, для ролей боевых подруг. Даже костюмы для бала и развлечений выдержаны исключительно в синих тонах (у хора были просто все оттенки синего в одежде, смотрелось крайне элегантно и тревожно), а для исполнителей главных женских партий - белого, очень холодного на фоне этой вариативной синевы, зачастую с графичными черными элементами, как будто это эскизы костюмов, а не костюмы. Эти платья смотрелись на героях несколько даже нелепо, но в этом и смысл - развлечение на фоне общего тяжелого настроения несколько вымученное, ненастоящее, номинальное. Знаменитый номер "Искренность пастушки" был выдержан в стиле бледных Пьеро и Коломбин, а вовсе не румяных героев пасторали - в общем все эстетические приметы Серебряного века налицо.

Колонны и настоящие лужи под ногами исполнителей - неуютный, давящий, промозглый Питер. Конструкция периодически двигалась по кругу, иногда героям приходилось двигаться вместе с ней и, по счастью, звук "не уходил". Внутри круга обстановка менялась - и салон с роялем, и карточные столы, и спальня - все было обозначено минимальными, но достаточными средствами. Ровный ряд колонн при вращении сменялся тремя колоннами иного типа, разного размера и цвета, но все 3 часа 10 минут не было ощущения пустоты или повторения. По-моему визуально эта "Пиковая дама" - один из удачных примеров, как можно со вкусом использовать пару конструкций, пространство, свет и цвет.

Немного странно, в духе Акакия Акакиевича двигался иногда Герман во время инструментальных партий, спрятавшись в шинель, согнувшись и семеня около двигающихся колонн, но вообще ощущение того, что в постановке и в музыке как-то спрятан и Гоголь, и Шостакович, и Блок, и Серов и вообще разные поэты, писатели, театральные художники было отчетливым. Скажу за себя: мне это понравилось.

А вот что не понравилось сразу - так это грохочущий оркестр, особенно в начале оперы. Когда совершенное невозможно расслышать хор (!) -это уже ни в какие ворота. Хорошо, что в "Пиковой даме" много камерных номеров и от этого оркестра можно было отдохнуть. Но в целом такое впечатление, что дирижер обращает на сцену не так много внимания. Я, к сожалению без программки в этот раз, сложно сказать, какой именно дирижер так увлекся.

Еще я, увидев в первой же сцене Микицкого ( они еще петь не начали), конечно, вздрогнула. Думаю, ну не дай Бог это - Герман. Но пронесло. Германом был Мавлянов. И сколько раз я его слышала и всегда мне нравилось, как он поет, а тут что-то ну не знаю... чего-то не хватает. Эмоции, оттенки, вроде все присутствует, ноты вытягиваются, но сам голос звучит как-то ну вот явно не на пятерку. Скажем так - хорошо, но не более.

Да и вообще что-то с мужскими партиями беда какая-то. Герман - на четверку, да Антон Зараев ( Томский) - на пятерку на этом все. Елецкий (Е. Качуровский) - неофит театра и это сразу бросается в глаза и в уши. Ужасно старается, но стоит столбом, шинель делает из него еще больший столб. Тут и понять невозможно сможет ли он что-то спеть, если начнет еще хотя бы немного играть,

Есть в первом действии момент, когда поют четверо: Графиня, Лиза, Герман и Елецкий, я думала у меня пойдет кровь из ушей, как сейчас говорят - для меня чисто исполнительски самый ужасный момент этой постановки был, я так подозреваю, что именно "Елецкий" постарался.

Спасли эту оперу женские партии. Замечательно пела Елена Гусева (Лиза) и плюс ее Лиза была не вот уж привлекательна, но очень эмоциональна, чувствительна. Хороша была ( в данной интерпретации - кокетка, женщина без возраста, весьма колоритный человек иной эпохи, а не старая карга) Графиня ( Елена Заремба). Полина ( Ксения Дудникова) тоже пела прекрасно.

К плюсам добавлю красивые и стильные балетные номера, актерскую игру в общем-то всех, даже тех, кто пел похуже ( кроме Елецкого).

Но совершенно убил один приемчик, уж не знаю чей - режиссерский наверное все-таки, коварно выполненный руками светохудожника.

Дело в том, что когда подошло время хитовой арии Германа " Что наша жизнь? Игра" в зале дали дополнительный свет. То есть как в цирке прожектор на смертельный номер. Не знаю как для кого, а для меня это - обесценивание собственной работы, работы всех участников постановки и интеллекта зрителя.

Я была увлечена действом и даже как-то забыла про эту арию, про то, что она должна прозвучать, мне кажется, что это - большая удача, и вдруг - БАХ! Кульминация! Вот ради чего вы все, дорогие зрители, наверное сюда пришли - чтобы послушать известную арию! ВОТ ОНА! Вот вам для усиления эффекта поддадим света под балкончики, вырвем из контекста. Давайте-ка сосредоточьтесь, вот ваш приз! УРА!

Это похоже, например на то, как если б в книге "Преступление и наказание" страница с фразой "тварь я дрожащая.." была бы напечатана на красном листе. Или жемчужная сережка на картине Вермеера была обведена белым маркером.

А потом критики недоумевают, почему у нас зритель такой - уходит с постановок с чувством выполненного долга, услышав хитовую арию. А вот потому что не чураются даже главные театры страны таких попсовых трюков в том числе.

В целом эту я все-таки рекомендую, повторюсь - очень стильная и атмосферная. Сюжет Пушкина совершенно не утратил актуальности ( я все думала про три топора как аналог тем трем картам, да и тревожного вокруг хватает). Музыка Чайковского прекрасна и драматична . И опять же, один из немаловажных маркеров в пользу "Стасика" - нормальная цена на билеты. Хотя вот я уже, наверное, в следующий раз подумаю над тем, сколько мужских партий потенциально ожидает в той или иной постановке этого театра. И цена в этом случае роли не сыграет.