Найти в Дзене
SPb.media

Анненкирхе: три века запутанной истории

Оглавление

Здание по адресу Кирочная, 8 всего за одно столетие побывало и храмом, и кинотеатром, и рок-клубом. В октябре исполняется 239 лет со дня освящения церкви. И хотя только пару лет назад Анненкирхе снова вернула себе статус лютеранского прихода, точкой отсчета принято считать именно 1779 год. Основные вехи истории этого необычного места - в нашем материале.

Здание Анненкирхе со стороны Кирочной улицы производит странное впечатление. Крест на фасаде не оставляет сомнений – это храм. Но у входа стоят стенды под афиши о выставке, а на прямоугольной верхней части будто не хватает какой-то большой вывески. И ведь она там действительно была: большие буквы «Спартак» зазывали зрителей к экрану еще 30 лет назад.

После вида отреставрированного фасада внутренние помещения с черными обгоревшими и облупившимися стенами застают врасплох. Впрочем, как и планировка. Храм, встречающий римскими колоннами и большой парадной лестницей, весьма необычен. Но объясняется все просто - эта часть здания была сильно перестроена в 30-е годы. Кирха после революции разделила судьбу многих храмов России. Ее служители были или расстреляны, или сосланы в лагеря, а в здании решили сделать кинотеатр. Для нужд дирекции и зрителей требовались дополнительные помещения под кассы, подсобки, кабинеты. Фасад с Фурштатской особо не изменился, а вот со стороны Кирочной - его стало не узнать. Бывшую церковь расширили, пристроили холл и лестницу, которая вела на второй этаж, где поместили буфет. Уже в 1939 году в перестроенное здание вошли первые зрители, а в молельном зале вместо алтаря появился экран. Однако эти перемены стали не последними в долгой истории кирхи. 

Немецкий квартал вокруг Анненкирхе

-2

Здание по проекту архитектора Юрия Фельтена открыло свои двери для прихожан в 1779 году. Однако, название Анненкирхе появилось на карте города намного раньше. В 1704 году так называлась первая церковь для лютеран, выстроенная в Петропавловской крепости. Потом приход переехал в район Сытного рынка. Спустя какое-то время центром духовной жизни для лютеран стал район Литейного проспекта. Именно здесь сначала организуют службы на дому, потом появится деревянное здание, затем мазанка, и наконец - каменный храм. Землю для кирхе между Фурштатской и Васильевской улицами выделили не случайно.

«Дело в том, что тут недалеко располагались литейные дворы, на которых изготавливали пушки и ядра. А ведь многие литейщики были немецкого, датского и голландского происхождения и исповедовали лютеранство. Они селились поблизости от Литейного, и таким образом в этой части города сложилась своеобразная немецкая слобода», - рассказал диакон Евгений Раскатов.

-3

С возведением храма изменилось и название улицы – в честь кирхе Васильевская стала именоваться Кирочной. С ее стороны в здание входили служители церкви, им не требовались дополнительные помещения в храме, которых так не хватало дирекции кинотеатра. Кабинет для пастыря, его квартира, классы воскресной школы — под эти нужды приход приобрел отдельное здание на углу от храма. Рядом располагался и доходный дом, построенный на пожертвования, где сдавались в аренду квартиры. Состоятельный приход вел большую социальную работу. В том числе, при храме содержали  и обучали детей-сирот, а также спасали от улицы «падших женщин», которым помогали освоить ремесло - швейное дело. Здесь готовили семинаристов, а рядом организовали училище Святой Анны (Анненшуле). Лютеранское сообщество построило и больницу на Литейном проспекте, которая впоследствии была названа в честь известного прихожанина кирхе - доктора Карла Раухфуса.

«По сути приход занимал почти целый квартал и делал огромную работу. Причем помогали вне зависимости от вероисповедания. Выставки и концерты, которые мы проводим сейчас, не сравнятся с той реальной работой, которую проводили в те годы», - считает диакон Евгений Раскатов.

От храма к кинотеатру

-4

Храм в центре квартала с большим молельным залом был сердцем духовной жизни для многих лютеран. Службу в кирхе могли единовременно посетить полторы тысячи человек. И все же в воскресный день священники вели подряд несколько служб. Ведь до 1917 года численность прихода превосходила 12 тысяч прихожан. По заведенной традиции они приходили на службы со стороны Фурштатской, пересекали ротонду и выбирали место внизу или на хорах, которые двухъярусным поясом огибали зал. Все помещения занимали десятки скамей. Алтарь был расположен напротив входа в глубокой нише. А на противоположной стороне на балконе стоял изготовленный немецкими мастерами и специально привезенный в Петербург орган. К слову, позволить себе такой инструмент или со вкусом выполненную внутреннюю отделку приход смог благодаря именитым и состоятельным прихожанам. В церковных книгах встречаются упоминания семейства ювелиров Фаберже и астрономов Струве - основателей Пулковской обсерватории. Прихожанами здесь также были: художник Карл Брюллов, путешественник Николай Миклухо-Маклай, ученый и педагог Петр Лесгафт, доктор Карл Раухфус.

-5

Когда службы в приходе после революции прекратились, зал пустовал недолго. Нишу под алтарь перестроили для плоского экрана, убрали нижний уровень балконов, оставив только верхнюю галерею, орган увезли в Дом Радио. Кинозрители, в отличие от прихожан, входили со стороны Кирочной (улица стала именоваться в честь Салтыкова-Щедрина) через кассы в новом холле. Все помещения оформили в римском стиле. А над парадной лестницей разместили панно «Восстание Спартака».

В это же время лютеране продолжали молиться, проводили крещения, отпевания, но частным порядком, на дому. Тайком собирались возле радиоточек, чтобы слушать трансляции с богослужений из храмов соседней Финляндии. В 50-х годах, когда после смерти Иосифа Сталина объявили амнистию, некоторые пастыри вышли на свободу из лагерей. С их возвращением и послаблениями от властей, стали снова проводиться публичные богослужения. В Петербурге они возобновились в конце 70-х.

Аренда под службы и борьба за храм

-6

С началом перестройки и распадом Советского союза лютеране вернулись в храм. В 1992 это все еще был кинотеатр, и верующие просто на общих правах арендовали на несколько часов его зал, чтобы провести службу. Так продолжалось до 1998 года, пока экран не уступил место сцене, и здесь организовался рок-клуб с тем же названием - «Спартак». На концертах в Анненкирхе выступали группы «Король и шут», «Гражданская оборона», «Ленинград», «НОМ». А когда-то тихий зал для молитв стал танцполом для дискотек.

«Я бывал тут на концертах в конце 90-х и в 2000-х. Тогда и не подозревал, что это было изначально здание храма. Все было сделано под римскую стилистику, соответствовало названию. Только позже кто-то рассказал мне историю этого места», - поделился пастор Евгений. 

Когда здание заняли музыканты, лютеране потеряли возможность проводить здесь службы даже на правах аренды. Но в это же время активисты начали тяжбу, и в 2002 году суд постановил, что храм должен вернуться верующим. Когда клуб выезжал, случился пожар. Крыша была разрушена, фасад и внутренние помещения почернели от копоти и облупились. И хотя здание было передано церкви, приход здесь сразу не появился. 

Только спустя восемь лет город вновь вернулся к решению судьбы разрушенного храма. Из бюджета выделили средства на ремонт фасада и восстановление крыши. Но внутренние помещения остались без ремонта. После завершения работ храм снова, уже во второй раз, передали верующим. Так 24 декабря 2013 года состоялось первое богослужение.

Современная часовня в старом храме

-7

Приходу в наследство досталось здание с фасадом, но практически без коммуникаций и со следами разрушения и пожара внутри. Так уж вышло, что часовня, в которой сегодня регулярно идут богослужения – это как раз часть советской «перепланировки». Буфет времен кинотеатра и бар времен рок-клуба отремонтировали своими силами, провели отопление, а в круглые окна поместили витражи, иллюстрирующие Ветхий и Новый Заветы. Теперь здесь собираются прихожане. Официальных членов общины чуть менее сорока, но на службы сюда регулярно приходят еще около 100 человек.

Помимо верующих, храм с непростой историей и полуразрушенными интерьерами каждый месяц посещают более 5 тысяч человек. Атмосфера Анненкирхе привлекла художников и музыкантов несколько лет назад, еще до появления здесь постоянного прихода. Пастор Евгений легко может вспомнить самые первые выставки «Человек как материал», «Старухи», «Страх».

-8

Потом количество заявок стало только увеличиваться. Было понятно, что нужно организовать отбор. В помощь для пастора прихожане с художественным образованием организовали небольшой комитет. Сейчас они помогают выбирать, что ценно с точки зрения искусства и уместно для показа в кирхе. И это необязательно события на сугубо христианские темы. Главное, чтобы выставка или концерт не противоречили нормам морали, не призывали к ненависти или ксенофобии.

-9

Кроме того, в часовне проходят курсы, а в молельном зале - концерты. Даже заброшенную лестницу, ведущую на балконы и чердак, использовали под выставки и камерные концерты. Кстати, художников можно понять, путь наверх сам напоминает арт-объект. Решетка на лестнице оригинальная - авторства архитектора Фельтена, который создавал также ограду для Летнего сада. А на облупленных стенах заметны несколько слоев краски: голубая (со времен кинотеатра) и красная (в наследство от рок-клуба).

Сегодня Анненкирхе не пустует, здесь проходят до 30 постоянных событий: уроки, курсы, кинопоказы. Средства, вырученные за них , идут на оплату расходов и на проект реставрации здания. «Двадцать лет назад многие церкви были в таком же состоянии, и никого это не привлекало. А сейчас мы попали в моду на заброшенные здания. Но она пройдет, а мы не хотим остаться с таким храмом. Поэтому по будущему проекту планируется полная реставрация. Но думаю, что есть вариант законсервировать несколько колонн в таком состоянии. При этом нужно найти правильный баланс. Если сейчас джазовые концерты вполне уместны, то после полноценного восстановления помещений это будет уже несколько иначе», - пояснил пастор Евгений.

-10

По его оценкам, проект реставрации обойдется примерно в шесть миллионов рублей. Согласно нему, богослужебный зал снова будет выполнять свою роль, а вход туда будет с Фурштатской (сейчас он забаррикадирован). Часть здания со стороны Кирочной станет местом для молодежного центра и арт-пространства. «Не знаю, как в итоге получится, главное не мешать правильному течению жизни. На саму реставрацию приход своими силами деньги не соберет. В тех же темпах, с помощью выставок и концертов, нам удастся собрать нужную сумму, может, только через 100 лет. Но, когда проект будет готов, мы станем участвовать в конкурсах на грант, обратимся в КГИОП и начнем искать средства на полное восстановление храма», - рассказал Евгений.

-11

Вернуть первоначальный вид, как это было задумано еще Фельтеном, теперь уже невозможно. Тем более помещения, появившиеся с советской перестройкой, очень нужны для проведения событий и организации работы в приходе. Но все же одну знаковую деталь во внешний облик храма прихожане хотели бы вернуть в самое ближайшее время. Дело в том, что когда здание переделывали под кинотеатр, крест заменили обычным шпилем. А после пожара у города хватило средств только на потолок для большого зала, новую металлическую конструкцию взамен деревянных стропил и перекрытие крыши. И символ тогда не вернули. 

Скоро, 27 октября, Анненкирхе исполнится 239 лет со дня освещения. К этой дате приход объявил сбор на изготовление и установку навершия, шара и креста. Прихожане и просто те, кому небезразлична судьба храма, верят, что этот подарок кирхе можно сделать объединив усилия. 

Текст: Р. Ильясова/Город+ Фото: Е. Степанов/Город+