Найти тему
Artfragment

«Черный Пикассо»: 8 лет Баскии до славы и смерти

Оглавление

К имени Жана-Мишеля Баскии последнее время приковано немало внимания. То бродвейские продюсеры сообщают, что работают над мюзиклом о жизни американского художника. То в магазине Центра Помпиду появляется лимитированная серия скейтбордов по мотивам его картин. Но «громче» всего в художнике говорит масштабная выставка, открывшаяся в Фонде Louis Vuitton. Рассказываем, как Баския жил на улицах, дружил с Уорхолом, спал с Мадонной и умер от эксперимента с наркотиками.

«Без названия», 1982.
«Без названия», 1982.

— В этом году исполнилось 30 лет с момента смерти Жана-Мишеля Баскии.

Один из участников печально известного «Клуба 27» (к нему причисляют тех знаменитостей, что ушли из жизни в 27 лет), за крайне короткую жизнь в искусстве Баския тем не менее успел подняться на художественный Олимп. Для этого ему понадобились неполные 10 лет — с 1980 по 1988 год. Именно этому периоду и посвятили выставку в Фонде Louis Vuitton. Кстати, сам художник считал, что восемь лет на пути к славе — это даже много. «Сколько времени нужно, чтобы прославиться? Четыре года. Шесть, чтобы разбогатеть», — говорил Баския.

Жан-Мишель Баския
Жан-Мишель Баския

— «В истории искусства еще не было стоящего чернокожего художника, ты это знаешь?», — спрашивал Баския.

Его называли «черным Пикассо», и он действительно стал первым живописцем с темным цветом кожи, кому удалось так широко прославиться. Любовь к искусству Баскии привила его мать — пуэрториканка Матильда. Она водила своих детей по многочисленным нью-йоркским музеям. Правда, поначалу Баския хотел стать вовсе не художником, а музыкантом. У него даже была мечта: однажды бросить все, уехать на Гавайи, открыть там маленькую фабрику по производству текилы, а по вечерам играть джаз.

Баския на рядом со своим граффити в Нью-Йорке
Баския на рядом со своим граффити в Нью-Йорке

— Баския начинал со стрит-арта (подписывал работы псевдонимом SAMO).

Да и жизнь на улицах Нью-Йорка не была для него в новинку. В первый раз из дома он сбежал в возрасте 15 лет. Был период, когда Баския жил на улице в коробке из-под телевизора, ночевал в парках и сквотах. А когда не хватало на краски, использовал вместо них соус. Чтобы заработать на жизнь, он рисовал открытки, которые потом предлагал прохожим по $2 за штуку. Однажды Баския предложил их Энди Уорхолу, которого увидел в окне одного из кафе.

Энди Уорхол т Жан-Мишель Баския
Энди Уорхол т Жан-Мишель Баския

«Отец поп-арта» тогда купил несколько открыток, но дальше знакомство не пошло. А вот спустя пару лет Баския и Уорхол стали близкими приятелями и даже работали вместе. На выставке в Фонде Louis Vuitton будут представлены их совместные произведения. Уорхол говорил: «Жан-Мишель заставил меня писать по-другому, так что это дело хорошее». В виду он имел то, что начал писать вручную, кистью. 

«Две головы», 1982.
«Две головы», 1982.

— Творчество Баскии условно делят на три периода, первый из которых —  с 1980 по 1982 год — был посвящен изображению скелетов и маскообразных лиц. Это тема возникла у художника не случайно.

Когда Баскии было семь лет, его сбила машина. У мальчика тогда была сломана рука и повреждены несколько внутренних органов. Позже он даже пережил операцию по удалению селезенки. Пока будущий художник лежал в больнице, мать принесла ему знаменитую «Анатомию Грея», которая впоследствии оказала влияние на его художественное видение. На его полотнах кости, зубы и внутренние органы просвечивали сквозь кожу. И даже на своей последней работе «Верхом на смерти» (она представлена на выставке) художник изобразил человека (скорее всего самого себя), сидящего на скелете. 

«Верхом на смерти», 1988.
«Верхом на смерти», 1988.

— На персонажах картин Баскии порой можно увидеть короны.

Например, на представленном на выставке полотне 1984 года «Грилло». Художник понимал, что ему удалось прославиться, и так отмечал то положение, которого достиг. При этом из-за цвета кожи Баския подвергался расовой дискриминации (и эта тема занимала одно из главных мест в его творчестве). Так, порой художник не мог поймать такси на улицах Нью-Йорка. Однажды на вопрос, что он думает по поводу прозвища «черный Пикассо», Баския ответил так: «Это и лестно, и унизительно. Они просто считают меня диким человеком, человеком-обезьяной, независимо от того, что еще они думают». 

«Грилло», 1984.
«Грилло», 1984.

— Баскии не только удалось прославиться при жизни, но и разбогатеть.

Его первая персональная выставка прошла в 1982 году, и все работы тогда были распроданы. Художник тратил почти все, что зарабатывал, и нередко сорил деньгами. Например, в его гардеробе были многочисленные костюмы Giorgio Armani, в которых он даже писал картины, не боясь их запачкать.

Жан-Мишель Баския
Жан-Мишель Баския

Баския влился в «звездную тусовку» и даже завел роман с Мадонной. Он, правда, длился недолго. И после него у певицы не осталось работ художника. Все те, что Баския подарил, он попросил вернуть. И закрасил их черной краской.

Жан-Мишель Баския и Мадонна
Жан-Мишель Баския и Мадонна

— Баскию при жизни называли экспериментатором.

И даже из жизни он ушел экспериментируя. Львиную долю заработанного художник спускал на наркотики. Он накачивался амфетаминами, чтобы работать по 20 часов подряд, а потом колол себе героин, чтобы уснуть. Умер Баския от передозировки смесью из двух видов наркотиков.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Мужчины и картины: о главных страстях Пегги Гуггенхайм читайте в нашем материале здесь.

Скандальная плоть: о том, кто позировал для провокационных картин можно прочитать здесь.

О привычках и зависимостях знаменитых художников можно прочитать здесь.