Найти тему
ИА Хакасия

Федеральный министр налетел на рифы финансовой заводи Хакасии

Замысловатую загадку задал в минувшую пятницу министр труда и социальной защиты России Максим Топилин. Глава федерального ведомства в ходе селекторного совещания правоприменительной практике в связи с повышением пенсионного возраста неожиданно задал вопрос не по профилю министру труда и занятости Хакасии Ирине Ахметовой. Максима Анатольевича заинтересовал факт блокировки лицевых счетов 36 бюджетных организаций Саяногорска.

Региональный чиновник напомнила российскому министру: решение саяногорской проблемы не в ее компетенции. В ответ Топилин порекомендовал Ахметовой поставить в известность врио губернатора Развожаева о проблемах Саяногорска.

С чего бы федеральному министру шарахаться от пагубных финансовых хитросплетений Хакасии и напрямую не потребовать от временного кризисного управленца вникнуть в суть безотлагательных  проблем города металлургов? Уж министру ли труда и социальной защиты населения не знать, чем может обернуться финансовая несостоятельность муниципалитета.

Мнение саяногорского градоначальника Михаила Валова о том, что до полного банкротства городу осталось несколько шагов, растиражировали многие федеральные информационные агентства. В том числе и «Регнум» «За гранью выживания»: мэр Саяногорска раскрыл горькую правду - в городской казне гуляет ветер.   

Примечательно, финансовое бедствие терпит не захудалое сельское муниципальное образование, а  Саяногорск, где расквартированы гиганты российской индустрии - Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы, Саяно-Шушенская ГЭС. Сразу же возник закономерный вопрос об объеме и траектории налоговых отчислений этих предприятий. Тем более, до недавних пор город-донор финансовых бед не знал.

Помнится, Алексей Иванов, будучи министром финансов Хакасии,  с ведома своего шефа, главы региона Алексея Лебедя,  поручил губернаторской пресс-службе подготовить критический материал о неприлично высоком финансовом достатке городской муниципальной элиты.

В распоряжении журналистов Алексей Моисеевич предоставил  подписанные главой Саяногорска Петром Овчинниковым любопытные  документы. Порядок цифр премиальных обескураживал. Однако подготовленный материал так и не был опубликован в республиканской газете - моментально включились московские русаловские чины.  

Довод был примерно таким: градообразующее предприятие имеет возможность обеспечить достойную зарплату городским начальникам и не в ущерб самому городу – какие претензии. Оставьте чаяния о пролетарской справедливости в покое.

Иное дело сегодня: городу металлургов не хватает финансовых средств на обеспечение муниципальных обязательств. Приступивший к исполнению полномочий главы Михаил Валов схватился за голову: кредиторская задолженность  городского  бюджета  - 186,1 млн рублей, долги по кредитам – 272,3 млн, в том числе обязательства перед коммерческими банками - 195 млн. Вполовину меньше более дешевый бюджетный  кредит – 77,3 млн. На обслуживание муниципального долга в городском бюджете на текущий год заложено 20,2 млн, или 1,5%.  

И это не предел, заявляет пессимистично настроенный мэр Саяногорска. Негативный прогноз действительно подтверждается, причем документально. Достаточно проанализировать цифирь в приложениях к закону о республиканском бюджете.

Так в 2017 году Минфин Хакасии предоставил Саяногорску объем субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в размере 403,8 млн рублей. В законе о ресбюджете на текущий год на эти же цели городу металлургов предназначено  311,7 млн. Сумма субвенций на 2019 год усохнет до 237,9 млн.

Не менее любопытна динамика сокращения объема субвенций Саяногорску на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования: в 2017 году Минфин нарезал городу 307,8 млн, в текущем году – 113,8 млн, в планах на 2019 год значится сумма 96,7 млн. Сокращение более чем в три раза.

Может быть, второй по величине город перестал платить налоги? Отнюдь. С 2013 по 2016 годы налоговые поступления возросли с 4,6 до 5,3 млрд рублей. Между тем в 2013 года Саяногорск получал из этой суммы 467,1 млн, или 10%,  597,3 млн (13%) довольствовалась федеральная казна, на порядок больше доставалось республиканскому бюджету – свыше 3,5 млрд, или 77%.

В 2016 году республиканский бюджет забрал еще большую часть – 4,3 млрд, или 81% налоговых поступлений. В федеральный бюджет пошло 636,9 млн, или 12%, в городскую казну – 384,5 млн, или 7%.

Сверстанный правительством Хакасии проект республиканского бюджета ежегодно проходит процедуру так называемых нулевых – публичных – слушаний, обсуждается в профильных парламентских комитетах, после принимается на сессии Верховного Совета. То есть законодательно закрепленный бюджетный расклад, изначально предусматривающий ухудшение  финансирования бюджетной сферы города, ни у кого не вызывает закономерных вопросов? Профильные парламентские комитеты благосклонно принимают практику  сокращения в течение трех лет в  1,7 раза объема субвенций городу на обеспечения государственных гарантий в сфере образования?

В таком случае сегодня должны нести солидарную ответственность за арестованные счета и не только саяногорских бюджетных учреждений отраслевые ведомства, минфин и высший законодательный орган Хакасии.

В противном случае порочная практика циничной констатации – денег из казны никто не крал, но их там почему-то нет – может иметь продолжение и в текущем году. Хорошо высокопоставленные чиновники пристроились – на приличном бюджетном окладе и все им  сходит с рук. Тем более и федеральные министры боятся поставить вопрос ребром и в должном ракурсе.