Татуировки. Кто-то косится на них с недоверием, кто-то фанатеет и мечтает забить ими всё тело. Пусть и не все согласны причислять их к произведениям искусства, но слоган «Казанскому тату-фестивалю быть!» еще раз доказывает, что сегодня тату стало неотъемлемой частью нашей культуры.
Главное для мастера — контакт
Спортивная столица собрала гостей из разных городов России, а наша редакция поговорила с победителем номинации «Орнаментальная татуировка» Анастасией Стриж, работа которой уже собрала около 20 побед в различных тату-фестивалях, а также с моделью, представляющей эту работу — Евгенией.
— Расскажите историю вашего знакомства с тату?
Анастасия: Моя одноклассница была татуировщицей, я сделала у нее свою первую татуировку, а дальше уже понеслось.
Евгения: Я видела, что у людей есть татуировки, и мой знакомый набивал мне дома тату самодельной машинкой.
— Какое направление в тату вы представляете? Чем оно отличается от других?
А.: Стиль, над которым я работаю — орнаментальная татуировка. Он характеризуется гармонией линий, в ней заложена сакральная геометрия (совокупность геометрии форм, которые являются основой жизни, — прим. ред.).
Орнамент окружает нас абсолютно везде, он присутствует на фасадах зданий, на плитке, также является нашим оберегом
— Какой смысл вкладывается в конкретные элементы?
А.: Если больше акцентировать внимание на сакральной геометрии, то в ней каждый элемент имеет свое значение. К примеру, мандала — это круглое изображение с повторяющимися сегментами. Исторически мандала считался оберегом.
— Каков был Ваш путь к выбору стиля?
А.: Когда только начинала бить, делала Old school, так как думаю, что это направление — родоначальник всей татуировки. Если ты можешь делать Old school, то все остальные стили будут тебе подвластны. Олдскульная татуировка включает в себя контур, полный покрас, тени и все остальные базовые основы. После него меня захлестнуло в орнамент, даже не знаю точного ответа, почему я делаю именно орнамент. Он мне просто нравится.
Е.: Меня всегда привлекали геометрические узоры.
— Тату в первую очередь — это самовыражение заказчика или отражения руки художника?
А.: Татуировка — это всегда совместная работа мастера с моделью, с клиентом. Человек обычно приходит с идеей, рассказывает тебе о ней, вдохновляет тебя, и, посмотрев на человека, ты уже создаешь образ татуировки, которая подходит именно ему. Однако для того, чтобы сложился образ, обязательно должен установиться контакт с человеком. Если контакт есть, то сразу приходит образ картинки будущей татуировки.
— Тату-мастеры — художники?
А.: Не все. Лучшие представители среди тату-мастеров — конечно же, люди, которые умеют рисовать.
— Пробовали набивать без готового эскиза?
А.: Фрихендом я работаю с клиентами уже давно, но они должны осознавать, на что идут. Да, можно бить такое тату, но если между вами и клиентом контакт не установлен, то у вас ничего не получится, так как заказчик не имеет представления о том, что может получить на выходе. В таких случаях просто отпускаю клиента домой или же отправляю к другому мастеру.
Е.: Перед набиванием фрихенда наносится предварительный рисунок маркером, то есть заказчик, в принципе, видит изображение, которое он получит в результате, и если ему не нравится, тогда он сам пойдет домой. Либо мы будем перерисовывать.
А.: Бывает такое, что мне что-то не нравится, и я перерисовываю. Когда клиент приходит на фрихенд, он всецело доверяется мастеру.
— Почему решили принять участие в фестивале?
А.: Сейчас мы катаемся по России, по самым разным фестивалям. Сюда нас пригласили браться Лобановы, мы подумали, почему бы и нет, тем более мы уже давно хотели посетить Казань.
— В древности тату делали за какие-то выдающиеся заслуги. Сейчас этой традиции нет. Что такое тату в нашей реалии?
А.: Каждую татуировку надо заслужить. Все татуировки, которые есть у человека на теле, заслуженные. Нужно пройти какой-то определенный путь в своей жизни. Например, каждая татуировка на моих ногах — это отрезок моей жизни, который для меня что-то значит. Люди, которые могут набить тату без какой-либо смысловой нагрузки, — ограниченные.
— Как относитесь к удалению или перекрытию тату?
А.: Я сама периодически перекрываю black work-ом свои работы. Чаще всего это относится к масштабным работам, таким как практически полноценный костюм. Например, в татуировке Евгении есть определенные моменты, которые нужно подкорректировать. Здесь происходит диссонанс: black work внизу (от кисти до локтя) и наверху (от локтя до предплечья другой руки), поэтому обе руки в будущем будут перекрыты.
— Неумение сказать себе стоп в набивании — болезнь?
Е.: Это действительно болезнь, говорю вам как человек, который почти полностью покрыт татуировками. От этого очень сложно отказаться тем, кто начал набивание в больших масштабах. Каждая татуировка, каждый процесс нанесения, каждый сеанс — это преодоление себя. Для меня лично татуировки — это моя сила. Если я справляюсь с таким количеством боли, то могу справляться с чем угодно в своей жизни.
— Как окружающие относятся к Вашей профессии?
А.: Отношение хорошее, тем более что огромное количество людей хочет стать тату-мастерами.
Они считают, что мы получаем очень много денег, но никто из них не понимает, что нужно максимально развиваться
Не сидеть на месте, постоянно рисовать, постоянно ходить общаться с другими мастерами и смотреть, как они работают, и здесь не важен стиль, в котором они работают, потому что у каждого мастера есть какая-то своя фишечка. Ты можешь, грубо говоря, подглядеть и потом использовать в своей работе.
— Преобразовать под себя?
А.: Это та же самая учеба, тот же самый университет. Если ты действительно хочешь делать классные татуировки, нужно постоянно учиться, модернизировать свой стиль, идти в ногу со временем.
Е.: Здесь нет потолка в развитии, безграничные возможности.
— Как же вдохновение?
А.: Черпаю его из всего, что есть вокруг. Например, пойти погулять по городу. Петербург, в котором я живу — прекрасен. Музеи, различные выставки, общение с друзьями — черпать вдохновение можно и нужно из всего окружающего тебя. Даже если ты не находишься в творческом кризисе, всегда нужно искать вдохновение. Бывает, что мастер не может вдохновиться, в таком случае он меняет стиль. Однако кризис — не обязательная причина смены стиля. Человек может осознавать, что у него не получается делать работы в том стиле, в котором он работает на данный момент, и ищет другой.
— Кого больше среди тату-мастеров, мужчин или женщин? Пол влияет на стиль работы?
А.: Сейчас уже, пожалуй, нет перевеса в какую-либо из сторон. Видение женщин более нежное, а мужчины сами по себе более брутальные, поэтому их жесткость может проявляться в их работах.
Е.: Мне кажется, что влияние пола отсутствует, я бы, например, делала только жесткие татуировки. Мне бы не хотелось работать над женственными, хотя женственность ни в коем случае не считаю слабостью. Это сила. Я такой человек, и мой стиль далеко не женственный.
— Как понять, что мастер — твой?
А.: Очень сложно найти своего мастера, и, когда ты обретаешь человека, понимающего тебя с полуслова, знающего, что ты хочешь изобразить на своем теле, чувствующего, что у тебя в душе, ты никогда от него не уйдешь. Люди, которые меняют мастеров постоянно, не нашли своего человека.
Первая тату. Мысли модели
Полотна тату-мастера — мы, люди. Каково носить на себе результат творчества другого человека и наши идеи, как меняются решения, что и куда забивать, рассказал в процессе набивания один из моделей тату-мастера Дмитрия Белоногова — Эмиль.
— Какая ваша первая татуировка? Как на нее решились?
— Честно говоря, это моя первая татуировка. Еще с детства у меня была мечта забить все тело, и я давно искал мастера, поэтому написал в группе фестиваля о том, что хочу быть моделью. Мне написали: «Ну как, ты нашел мастера? Хочешь быть моей моделью?» Без раздумий согласился. А че думать-то?
— Вы набиваете без своей идеи, первоначального обсуждения, по готовому эскизу. Что, если окажется не тем, что вам подходит?
— Меня спросили: «Набьем вот это?» Я посмотрел на эскиз, который создал Дмитрий. Первая мысль, которая возникла: «Этот эскиз — идеальное олицетворение меня».
— Выбор стиля обусловлен обычным «понравилось»?
— В татуировках, в принципе, разбираюсь, но для меня нет принципиальной разницы, какой стиль выбрать. Когда мы говорим об искусстве, то, если картина хороша, какая разница, каким пером и на каком холсте она написана? Это же искусство. Искусство должно быть свободным, а не принудительным, поэтому нет разницы, в каком стиле ты рисуешь или рисуют на тебе.
— Как Вы относитесь к татуировкам экстремального типа, например, залить цветом белок глазного яблока?
— Честно говоря, мечтал забить черным глаза, но, наверное, делать этого не буду.
— Не боитесь риска осложнений?
— Об этом я даже не думал. Еще все пугали, что будет дико больно, что будет кошмар. Но сейчас мне набивают тату, а я не чувствую ни капли боли. Дмитрий перестает бить и у меня рука горит, а когда работает — этого нет.
— Поиск своего тату-мастера — дело сложное и тернистое. Дмитрий — тот самый?
— Я просто влюбился в него, он — бомба, а не мастер. Вот если бы он делал еще тяжелые надписи, то цены бы ему не знал, но думаю, что ребята из их студии сделают мне эти надписи. В это воскресенье мы будем забивать кисть, мы уже обговорили тематики, сразу с полуслова друг друга поняли, сейчас они создают эскиз.
После этих двух татуировок буду бить себе руку — от кисти до плеча на одну «Trouble Maker», на другую «Heartless» и под резинкой трусов «Immortal»
— Не теряется ли из-за массовости набивания тату его основная цель в самовыражении?
— Зависит от личностных качеств человека и мастера. В моем случае человек придумал эскиз, создал его, я попрошу его никому больше ее не делать, чтобы такая была только у меня. Плюс смысловое наполнение. Эту руку (которую ему набивали) мне собирали практически из запчастей. Собака перекручена так же, как и когда-то моя рука.
Модуль — эволюционировавшая игла
Творцу нужны инструменты; если художник может рисовать чем угодно, то ни один из тату-мастеров не может обойтись без специального оборудования. Тонкостями выбора поделилась представитель магазина модулей для тату — Алина.
— Что такое модули и для чего предназначены?
— Иглы, которые вставляются в машинку, — это не просто иглы, их удобство заключается в том, что к ним прикреплены картриджи и отпадает необходимость менять иглу при работе. Остается только заменять картриджи, что уменьшает временные затраты на манипуляции с иглами, и мастер может спокойно заниматься непосредственно самим творческим процессом.
— Есть ли специальное оборудование, предназначенное для работы с конкретным стилем?
— Для модулей нет привязки к стилям. Существует несколько различных конфигураций модулей для определенного типа работы. Лайнеры используются в контуровке, шейдеры и магнумы для покраски. От стиля ничего не зависит, роль играют навыки мастера. Модули могут различаться диаметрами, длиной (короткая, длинная, средняя заточка), толщиной линии. Чаще всего берут все-таки длинные модули — лонг тейперы.
— Цена сильно влияет на качество?
— Цены могут сильно различаться, модули T-TECH канадского производства стоят довольно дорого, но есть альтернатива по цене — качественный Китай — EZ Revolution. Ими пользуются такие известные мастера, как Александр Твиг, Владимир Cherep.
Так как качество очень высокое, никто не акцентирует свое внимание на том, что это китайское производство
— Как применяют обезболивающие?
— Есть клиенты, которые отказываются от применения обезболивающих, но в том случае, если возникает необходимость в процессе работы, может быть использован анестетик сустаин. До начала может быть применен TKTX, который держит эффект до 3-4 часов. Непосредственно применение определяется от масштаба работы, участка тела и болевого порога каждого клиента.
Лия Зайцева, редакция Include
Фотографии: Максим Липин, свободный фотограф