Даже в такой континентальной стране, как Россия, морская пехота воспринимается как нечто особенное. В США и других морских державах она стоит на одном уровне с сухопутными войсками и флотом. В этой заметке – о том, что общего у пиратов Карибского Моря и Корпуса морской пехоты, и почему к роду «пехота» их отнести нельзя.
Что такое морская пехота?
Сам русскоязычный термин «морская пехота» ужасен, ибо полностью искажает смысл рода войск. Англоязычный термин Marines более нейтрален. Однако более удачного названия у нас нет, да и кальку с английского не сделаешь – поэтому некоторые лексические конструкции в тексте будут выглядеть очень странно. Итак, морская пехота – это род войск повышенной мобильности и гибкости, предназначенный для ведения активных боевых действий в нестандартных условиях внешней среды (в том числе прибрежной, морской, речной и болотной). Существует распространенное заблуждение, будто морская пехота – это войска, которые должны высадиться на берег и захватить на нем плацдарм (участок земли), где потом высадятся основные силы. На самом деле это лишь один из сценариев ее применения, причем не самый главный. Если подробнее говорить об особенностях морской пехоты, то к ней предъявляются следующие специфические требования:
1. Повышенная боевая готовность, высокая скорость выдвижения и развертывания. Морская пехота – это авангард армии вторжения или обороны, первым выдвигающийся для занятия позиций.
2. Собственные средства транспортировки. Причем разнообразные: и для перемещения по суши, и для перемещения по морю. Повышенная мобильность предполагает, что морская пехота не ждет, пока ей «подгонят» транспортные средства, а всегда имеет собственные.
3. Облегченные средства усиления. Требование универсальности предполагает, что морская пехота может вести бой с кем угодно, в том числе с самым тяжеловооруженным врагом. Поэтому ей нужны средства усиления, позволяющие вести бой с любым противником. Но требование мобильности предполагает, что все это вооружение должно быть легко транспортируемым и разворачиваемым. Это накладывает ограничения на вес вооружений, и одновременно на грузоподъемность и разгружаемость транспорта. Поэтому для морской пехоты приходится создавать особые вооружения.
4. Специальная подготовка для действий в нестандартной среде. Все множество решаемых морской пехотой задач сложно перечислить: от абордажного боя до форсирования рек и окапывания в болоте. Но все эти действия выполняются в агрессивной внешней среде, не прощающей ошибок. Упал за борт в полном вооружении – утонул, оступился в болоте – утонул. Поэтому боевым действиям должны предшествовать месяцы и годы тренировок.
Как изменялась морская пехота со временем?
Морская пехота – один из древнейших родов войск, приспосабливавшийся к любым изменениям технологий. Драккары викингов, пираты Карибского Моря – такая же морская пехота, как и Корпус морской пехоты США. Все они высокомобильны, перемещаются по любым средам и в первую очередь по морю и побережью, способны противостоять любой регулярной сухопутной армии своего времени.
С другой стороны, морскую пехоту редко используют в полноценных сухопутных военных кампаниях, так как ее стоимость намного выше, чем у элитных сухопутных войск той же эффективности. Зачем переплачивать за тренировки по бою на море и побережье, если воевать предстоит в степи? С третьей стороны, для некоторых государств (например, скандинавских) морская пехота иногда оказывалась основным видом элитных войск, так как эти государства вели войны исключительно в прибрежной зоне.
В отличие от всех этих исторических примеров, российские морпехи морской пехотой фактически не являются: не удовлетворяют ни критериям мобильности, ни критериям универсальности. Собственно, они и официально, в отличие от КМП США, не считаются самостоятельным родом. Это лишь пехота, переданная в подчинение флоту и приспособленная для высадки с моря.
Естественно, не следует путать морскую пехоту ни с морским десантом – перевозимыми по морю сухопутными войсками, ни с морским десантом – спущенным на берег экипажем кораблей. Эти сценарии использования войск часто встречаются в российской и мировой истории – именно потому, что настоящая морская пехота требует особой подготовки, вооружений, военной культуры, и не у каждой страны в принципе существует.
Как устроена современная морская пехота?
Морская пехота – самый гибридный из всех гибридов. Она технически вообще-то никакая не пехота, а кавалерия, по тактике и стратегии применения, подготовке, идеологии ближе всего к драгунам. Перемещается на транспортных средствах, первой занимает ключевые позиции, где транспорт оставляет и разворачивается для боя.
Однако реалии современной войны требуют от нее тесного взаимодействия с морским флотом (который бы прикрывал ее от флота врага). Викинги и пираты могли рассчитывать на скорость, незаметность в малом количестве, и на неповоротливость преследующего их флота. Современный же флот с легкостью найдет, перехватит и уничтожит неприкрытые транспорты морской пехоты.
С другой стороны, защита от вражеской авиации во второй половине XXв. потребовала передачи морской пехоте большого количества зенитной артиллерии, а действия на суше и сама высадка – специальной бронетехники. Развитие ракетного оружия частично вытеснило артиллерию из частей морской пехоты, но ей на смену пришли специальные самолеты и вертолеты. Типичным элементом морской пехоты стали корабли особой конструкции: с вертолетами, малыми десантными средствами, с размещенных на них пехотой и бронемашинами. Если это на что и похоже, то на старый добрый викингский драккар.
Морская пехота сегодня – это инструмент быстрого реагирования и «проецирования силы». Небольшое хорошо вооруженное подразделение может быстро захватить порт или даже сухопутную базу. В этом качестве морская пехота уже начинает напоминать колониальные войска Британской Империи: специально заточенные для того, чтобы громить в сто раз большую армию дикарей с в тысячу раз меньшими потерями.
Для России этот род войск остается ненужной роскошью. У нас нет такого флота, который мог бы прикрывать ее действия. Некоторое время нашими военными и адмиралами всерьез продвигалась необходимость создания морской пехоты на Черном и Балтийском морях: ну знаете, чтобы в случае чего быстро захватить Ригу, Хельсинки, Константинополь, Одессу и Тбилиси. Технически морская пехота на это действительно способна. Но практически стало быстро понятно: нет смысла создавать войска, заточенные под открытое вторжение в соседние государства. Отвлекаясь от морально-этической стороны вопроса, просто с точки зрения чистой эффективности, гораздо эффективнее скрытно направить туда спецназ. На чем и остановились после плохо продуманных попыток с «Мистралями».
А вот если Россия всерьез решит после Сирии прийти в Ливию, в Сомали и другие «горячие точки» в пост-колониальном мире (к которому, видимо, вскорости присоединится и Венесуэлла) – тогда морская пехота нам будет очень нужна. Тем более, что никакое НАТО эти регионы не защищает, и можно действовать морской пехотой даже без прикрытия со стороны флота.
Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в комментариях к этой заметке или в твиттере: @artofwartheory