Сегодня на очереди лучшие песни 1972 года, окончание обзора. Все предыдущие выпуски, включая лучшие песни остальных 70-х, 80-х, 90-х и те, что попали в Топ-500 журнала Rolling Stone из XXI века (есть и такие), по ссылкам в конце статьи.
Несмотря на то, что 1972 год был переполнен выдающимися альбомами в жанре хард-рока, в верхней части списка композиции совсем других жанров. В этом кажущийся парадокс Топ-500 от Роллинг Стоунз, на самом деле он говорит о том, что поп-культура жила не только хард-роком, особенно в Соединённых Штатах. Обилие стилей там было уже в начале 70-х годов, до Европы разностилистика докатилась позже
На 245 месте, тем не менее, британец Элтон Джон со своей знаменитой композицией Rocket Man. Я уже неоднократно писал про Элтона начала 70-х, был он вполне себе рокер, вслепую играл на фортепиано композиции в основном в блюзовой гармонии. Отличительной чертой Элтона Джона, помимо прекрасного инструментального мастерства, была синкопированная манера игры, которой он владеет в совершенстве.
На 223 месте мой кумир - Лу Рид с композицией Walk on the Wild Side. Вернее кумиром является его любительская экспериментальная команда The Velvet Undeground сильно опередившая своё время. Как говорил Брайан Ино - "мало кто покупал пластинки Velvet Underground, но каждый, кто купил - организовал свою собственную группу". В 1972 году Velvets только-только распались, Лу Рид находился в некоторой прострации и его немедленно поддержал Дэвид Боуи, спродюсировав этот его сингл вместе со своим гитаристом Миком Ронсоном. Таким образом Боуи вернул должок, ибо The Velvet Underground оказали на него сильнейшее влияние в 1968 году, когда Боуи тусовался на Фабрике Энди Уорхола в Нью-Йорке, где и увидел то, что делают Лу Рид и компания. Но они ещё будут в следующих выпусках, ибо в Топ-500 без Velvet Underground никак. В клипе как раз представлены некоторые персонажи из мира Уорхола на Фабрике
На 208 месте песня Lean on Me чернокожего монтажника с завода Боинг в Лос-Анджелесе Билли Уизерса. Билли за свои деньги записывал демо-версии своих песен в стиле соул и рассылал их по студиям звукозаписи. Даже когда наконец с ним заключили контракты на запись, он продолжал работать на заводе по той простой причине, что не признавал участие в шоу-бизнесе серьёзной профессией. Однако Уизерс был талантливым мелодистом и его композиции пели Стинг, Мик Джаггер и даже Пол Маккартни
Дальше у нас пойдут сплошь клиенты известной детройтской студии звукозаписи Motown, которая специализировалась исключительно на исполнителях в стилях соул, ритм-энд-блюз, госпел и сопутствующих им. Основателем студии был чернокожий музыкантэ. соответственно и тренды он продвигал соответствующие. Но именно благодаря этой студии соул оформился из джаза, как жанр популярной музыки и появились блестящие музыканты этого жанра, некоторые из которых далеко переросли рамки
На 169 месте композиция Papa Was a Rollin’ Stone группы The Temptations, которая появилась в 1960 году, но выступает до сих пор - обычный афро-американский уличный стиль с далёкими отсылками к госпелу в баптистских южных церквях
На довольно высоком 98 месте тоже чернокожий исполнитель Эл Грин с песней Love and Happiness. Эл Грин один из тех, кто и принёс соул на широкую сцену популярной музыки. Он был известен своей эксцентрической манерой исполнения, которую скорее всего перенял у патриарха соула Джеймса Брауна - он ещё появится в следующих выпусках. Выделывался он ровно до тех пор, пока не стал пастором, а пастором он стал, пережив душевный кризис - его подруга покончила с собой. предварительно обварив Эла кипятком в ванной. Такие вот неспокойные дела творились и в соуле. Эта песня у него классная, даже сейчас слушается с удовольствием, вокал Грина на пике своей силы
Ну и наконец на 73 месте звезда соула, переросшая тесные его рамки уже к началу семидесятых - Стиви Уандер со своим хитом Superstition. В 1972 год году Стиви выпустил свой второй концептуальный альбом Talking Book. Про этот замечательный концептуальный период, как и про самого Чудо-Стиви я недавно писал в статье Чудо Стиви Уандера. Когда я готовил ту статью, я обратил внимание на то, в каком стиле Уандер исполнял свои песни на живых концертах начала семидесятых. Влияние хард-рока налицо, иснтрументарий соответствующий - гитары, ударник, клавиши, вокал. Никаких духовых, от соула только женский бэк-вокал. В таком составе рифф и сама песня Superstition звучит, как натуральный хард-рок. Я поставлю как раз фрагмент из концерта группы Стиви Уандера 1974 года в Германии в каком-то бит-клубе. Недаром в то время Стиви крутили и на рок-радиостанциях
На этом 1972 год заканчивается и в следующих выпусках перейдём к 1971 году. Сами понимаете, там хитов хватит на всё десятилетие, если не больше.
До встречи!
Другие выпуски из серии про "Лучшие песни всех времён" из Топ-500 журнала Rolling Stones по годам можно посмотреть по следующим ссылкам:
Вводный критический обзор
Семидесятые - выпуск 1 (1979), выпуск 2 (1979), выпуск 3 (1978), выпуск 4 (1977), выпуск 5 (1977), выпуск 6 (1976), выпуск 7 (1975), выпуск 8 (1975), выпуск 9 (1974), выпуск 10 (1973), выпуск 11 (1973), выпуск 12 (1972), выпуск 13 (1972)
Восьмидесятые - выпуск 1 (1989), выпуск 2 (1989), выпуск 3 (1987-1988), выпуск 4 (1987), выпуск 5 (1985-1986), выпуск 6 (1984), выпуск 7 (1983), выпуск 8 (1982), выпуск 9 (1980-1981)
Девяностые - выпуск 1 (1995-99), выпуск 2 (1994), выпуск 3 (1992-93), выпуск 4 (1990-91)
Двухтысячные - выпуск 1 (2006-2009), выпуск 2 (2004), выпуск 3 (2003), выпуск 4 (2002), выпуск 5 (2000-2001)