Портал berdskasloboda.ru опубликовал историю оренбургского шпалопропиточного завода:
"Оренбургский шпалопропиточный завод был основан в 1907 году. Первым владельцем завода было «Акционерное общество Лесопропиточных заводов системы Юлиуса Рютгерса». С момента начала работы завода на нём существовали лёгкие рельсовые пути узкой колеи, на которых вагонетки перемещались конной либо ручной тягой.
Древесина для производства шпал поступала в основном водным путём — по реке Сакмара. Вблизи берега реки в то время находился лесопильный завод акционерного общества «ОрЛес».
Фрагмент текста из брошюры «Оренбургский шпалопропиточный завод — 100 лет», автор — И. Пьянков, 2007 год:
На пальцах одной руки можно сосчитать в Оренбурге промышленные предприятия, имеющие такую долгую историю, как Оренбургский шпалопропиточный завод. Когда в Оренбургскую губернию пришла железная дорога, когда рельсы пролегли до Ташкента, встал вопрос о быстром и удобном способе пропитки шпал. В 1907 году Акционерное общество Лесопропиточных заводов системы Юлиуса Рютгерса, которое находилось в Санкт-Петербурге, приняло решение построить завод в Оренбурге. В начале это было маломощное предприятие с малым объёмом пропитки шпал. Все технологические процессы и погрузоразгрузочные работы велись вручную. Шпалы пилились на соседнем предприятии «Орлесе» из башкирского леса, сплавляемого по реке Сакмаре и на лошадях перевозились на завод.
В зимний период шпалозавод пропитку не производил, а только запасался сырьём. Пропитку шпал начинали весной. Завод был оснащён двумя пропиточными цилиндрами. Машинное и пропиточное отделения были оснащены двумя насосами (системы «Варгтинтон») для достижения давления в пропиточных цилиндрах до 6 атм. В машинном отделении была установлена вакууммашина (паровая) для отсоса пропиточного масла (антисептика) из пропиточного цилиндра по окончании процесса пропитки.
Пропиточные цилиндры закрывались крышками с 36-ю болтами, процесс был трудоёмкий и его выполнял специально поставленный для этой работы рабочий (заболтовщик). Пар для подогрева антисептика и приведения в движение паровых насосов подавался из котельной, которая располагалась рядом с машинным отделением. Котельная была оснащена двумя котлами ДИВ-6, в топках которых за 8-ми часовую смену сжигалось до 8-10 тонн угля.
Особенно трудоёмким был процесс по очистке топки котла, так как уголь завозился низкосортный и от него образовывалось большое количество шлаков. Рабочие-углевозы вручную на вагонетках подвозили уголь к котлам и в конце смены после чистки топки котла отвозили шлак в отвал.
Обмен (операция) по замене шпал в пропиточных цилиндрах производился полуручным способом. Вагонетки с непропитанными шпалами подвозились к пропиточным цилиндрам на лошадях коногонами. Шпалы из пропиточных цилиндров вытаскивались вручную. Все складские операции по выгрузке шпал из подвод на склад, где хранилось сырьё, и со склада в вагонетки для пропитки, а также отгрузка пропитанных шпал в вагоны производилась также вручную. Смена грузчиков-пропитчиков состояла из 6 человек, которые на плечах переносили шпалы. Тяжёлый физический труд грузчиков давал малую производительность труда и годовой объём по пропитке древесины был не велик — 15-20 тыс. кубометров в год. Кроме шпал, завод пропитывал переводные брусья и телеграфные столбы. Вся пропитанная продукция отгружалась на Оренбургскую (ранее Ташкентскую) железную дорогу.
Такое оснащение завода было до 30-40-х годов. Только в годы войны заводу были выделены один подъемный кран на железнодорожном ходу (паровой) и один паровоз узкой колеи. С внедрением их в производство операция по замене пропитанных шпал на непропитанные, а также подвоз к цилиндрам и отвоз на склад готовой продукции осуществлялись узкоколейным паровозом, а часть готовой (пропитанной) продукции грузилась краном в вагоны.
В годы Великой Отечественной войны коллектив шпалопропиточного завода внёс свою лепту в дело разгрома фашизма. Для нужд фронта было отгружено несколько сот тысяч шпал, как пропитанных для восстановления железнодорожных путей, так и непропитанных для восстановления разрушенных мостов, путепроводов, переправ, а также для постройки блиндажей. Этот труд был отмечен благодарственным письмом от наркомата обороны.
Мощности завода по пропитке древесины значительно возросли в послевоенное время. На завод поступала новая техника, как для ведения технологического процесса пропитки, так и для погрузочно-разгрузочных работ. С получением второго парового крана на железнодорожном ходу появилась возможность всю пропитанную продукцию отгружать механизированным способом. С получением двух козловых кранов выгрузка поступающей на завод древесины в вагонах из Сибири стала частично механизированной. Ручной труд грузчика использовался при выгрузке древесины из крытых вагонов.
В 1972 году была произведена реконструкция завода. К трём имевшимся пропиточным и двум маневренным цилиндрам добавился третий маневренный, где готовилась пропиточная смесь. Появилась возможность увеличить число циклов пропитки древесины. В машинном отделении были установлены три мерника для контроля за расходом пропиточной смеси на каждый кубометр пропитанной продукции. Рядом с машинным отделением была построена компрессорная. Появилась возможность увеличить давление в каждом пропиточном цилиндре с 6 атм до 8 атм. Паровая вакууммашина была заменена на электрическую ВВ-10.
В котельном отделении был установлен более мощный паровой котел. Для производства маневровых работ, обработки пропиточных цилиндров маломощный узкоколейный паровоз был заменен на более мощный тепловоз ТУ-6, а на складе древесины стал использоваться ширококолейный тепловоз ТГК-2.
Завод стал обеспечивать пропитанной древесиной не только свою Южно-Уральскую железную дорогу. Пропитанную продукцию завод отгружал почти на все дороги бывшего Советского Союза.
Коллективом завода было выполнено ответственное задание по отгрузке шпал на экспорт в такие страны, как Куба и Германия. Шпала с Оренбургского завода лежит даже под рельсами родоначальников паровозов — англичан. Успешно справились и с особым заданием МПС по поставке пропитанных шпал при строительстве космодрома «Байконур», куда в войсковую часть 25513 на ст. Тюра-Там было отгружено большое количество шпал. Завод так же обеспечивал пропитанными шпалами вновь строящуюся тогда ветку «Мангышлак — Макат — Узень», где осваивались нефтяные месторождения. Особое внимание было уделено пропитке и отбору шпал для метрополитенов Ташкента, Екатеринбурга и Новосибирска.
В настоящее время завод представляет хорошо оснащённое современное предприятие. Заводская лаборатория ведет постоянный контроль качества продукции. Ушли в прошлое такие профессии, как грузчик вместе со своим наплечником (хомутом), коногон с лошадьми, углевоз с вагонеткой, кочегар с лопатой. Появились новые профессии: стропальщик по выгрузке и погрузке шпал; машинист козловых кранов грузоподьемностью от 7 до 10 тонн; оператор котельной (в настоящее время паровые котлы работают на газовом топливе).
Для рабочих созданы хорошие бытовые условия, имеется столовая на 50 посадочных мест. Рядом с заводом построено семь двух этажных жилых домов. Пожарное депо оснащено всеми необходимыми средствами пожаротушения. Улучшилась культура производства. На территории завода есть лесозащитная зона, растут сосны, яблони. Руководство завода уделяет большое внимание своим кадрам. Ветеранам войны и труда бесплатно выделяются продукты питания. Определен день, когда предоставляется возможность бывшим рабочим завода посетить парную и душевую. Завод оказывает шефскую помощь многим организациям социальной сферы.
В период Великой Отечественной войны (ориентировочно в 1942 году) на завод поступил первый узкоколейный паровоз. Рельсовый путь узкой колеи стал узкоколейной железной дорогой. По состоянию на 2008 год, на заводе действовала узкоколейная железная дорога, развернутая протяжённость которой составляла около 2 километров.
В 1960-х годах на шпалопропиточном заводе работали паровозы узкой колеи и крайне редкий локомотив широкой колеи — тепловоз-электростанция серии ТГЭ (ТГЭ-027), построенный в Австрии. Завод был связан подъездным путем широкой колеи со станцией Оренбург I.
В 2009 году Оренбургский шпалопропиточный завод остановился. В последующие годы он находился в «подвешенном» состоянии. В итоге завод был разграблен. По состоянию на 2012 год, узкоколейная железная дорога была разобрана.
С. Болашенко".
Орен1 - "Оренбургские тайны". История, краеведение, современность
Поставьте лайк и подпишитесь на канал!