Найти тему

Собаки на сене

Собака на сене лежит, сама не ест и другим не даёт.
Собака на сене лежит, сама не ест и другим не даёт.

Все в курсе того, что на Вологодчине идёт противостояние Церкви и музейщиков, которые отказываются отдавать Ей здания Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Святейший Патриарх в курсе ситуации. Нужно что-то решать.

В Ферапонтовом монастыре Вологодская епархия намерена возродить монашество.
В Ферапонтовом монастыре Вологодская епархия намерена возродить монашество.

Позиция Церкви в лице Владыки Игнатия - умеренная, склонная к компромиссу: просим не всё, а только необходимое для нас. Позиция музея - агрессивная и воинственная: не отдадим ни пяди!!

Недавно в разговоре с одним представителем данного сообщества я процитировал Евангелие, сказав фразу Спасителя из Нагорной проповеди: "Не давайте святыни псам!" На слова Спасителя тот оскорбился - значит олицетворил себя с "псами", но понял буквально.

Я же внезапно понял, что "собачий" образ был верный - есть такое выражение "собака на сене": и сама не пользуюсь и другим не дам. Так тут важно отметить, что и сено-то краденное: на момент прихода к власти большевиков Церковь от государства отделилась и была самостоятельна и сама владела своим имуществом. Так что имела место кража. Сегодня же украденное у Неё имущество Церковь возвращает в рамках реституции, которая, впрочем, законодательно практически не прописана.

Просимые Церковью помещения музеем никак не используются (а порой и даже используется не по назначению - например на территории монастыря открывают ресторан! музей дал разрешение!). К тому же музейщики не воспринимают храмы как святыни. Часто это безбожники, а то и иноверные и иноплеменные, чуждые нашей веры. Так разве же они не "псы"? Причём вот они прямо говорят, что в храме "нельзя молиться, фрески повредятся". Но как-то столетиями молились и ничего. Да и уж создатели фресок явно учитывали такой момент. как свечи в храме, не могли не учитывать же. И фрески изображались не для них, музейщиков. Так что подобная позиция только провоцирует противостояние.

Сейчас в епархии увеличивается количество монашествующих, им нужно где-то жить. Что же до средств на содержание, то сейчас Церкви активно жертвуют, есть спонсоры, благотворители и благоукрасители. Не бедствует Церковь, не оставляет Её паства. Так что есть средства на содержание своего законного имущества. Да и Бог не оставит своих верных чад.

Наконец Церковь вполне нормально работает с музеями и научным сообществом в других местах. С тем же Вологодским музеем-заповедником сумели договориться и проводить ежедневные службы в Софийском соборе. И во многих других городах вполне нормальные отношения Церкви с музейными работниками. То есть не все "псы", есть и понимающие. Побольше бы таких. Но надо понимать, что храм - не музей, это абсурд.

Именно так и никак иначе!
Именно так и никак иначе!

"Храм Мой храм молитвы наречется" - так написано на Исаакиевском соборе (это слова Господа нашего Иисуса Христа). Именно храм, а не музей. И надо, чтобы больше людей воспринимало храм как святыню. Будем надеяться, что новый руководитель Санкт-Петербурга решит этот вопрос и вернёт храм Церкви.

Монастыри при этом не станут недоступны (кто только придумал такую глупость?), мы же видим, что те, которые полностью принадлежат Церкви доступны для верующих и туристов. К тому же Церковь и сама способна заниматься экскурсиями и обслуживанием туристов, музейным делом и изучением истории (очевидно это и не нравится музейщикам - "хлеб отнимают"). Просто в монастыре и всего-то надо лишь соблюдать некоторые правила и относиться к верующим с уважением. Туристы везде так и стараются поступать. К тому же вход будет бесплатным.

Музейщики воют - "Мы это сбереглииии!" Спасибо, что сберегли, а теперь верните законным владельцам. "Это принадлежит не узкой группке, а всему человечеству!" - что и безбожникам, и сатанистам, и иноверным, и откровенным врагам Христовым? Окститесь! На самом деле они хотят, чтобы это принадлежало им одним и чтобы они могли получать с этого деньги, чтобы зарабатывать. Они считают это своей собственностью и распоряжаются ею по своему усмотрению. И это неправильно. Это не их собственность, это святыня, а она должна принадлежать верующим и должна быть доступна всем, кто верует в Господа. Музейщики, конечно, могут помогать Церкви в сохранении, как профессионалы, но всегда осознавать, что это святыня. Впрочем. как говорилось выше, по многим моментам Церковь справляется и сама.

К тому же, когда передавали Церкви Воскресенский собор, то обнаружили, что в располагавшейся там картинной галерее было на балансе несколько картин, которые не нашли при инвентаризации. К тому же руководство галереи никак не занималось реставрацией, довело здание до предаварийного состояния (зато сейчас разные граждане, настроенные к Церкви негативно, фактически обвиняют её в том, что храмы находятся в таком состоянии - но, простите, в таком состоянии они были возвращены верующим!) . В соборе работы идут с лета, верхний храм и сегодня остаётся недоступным, так как там идут работы. На зимний сезон из Софийского собора верующие перемещаются с понедельника 15 октября в нижний храм. Администрация области помогает по мере возможностей. Лично губернатор контролирует процесс работ.

Просто вот хочется сказать: если вам не нужна святыня, вы ей не пользуетесь и святыней ко всему не считаете - верните верующим, не будьте собаками на сене. Верните святыни верующим!