Заканчивая рассказы о музыкальном искусстве, следует еще раз напомнить о главном, лучшем средстве к его познанию. Ни один рассказ не может заменить слушания живой музыки. Можно только направить внимание слушателя, помочь ему понять особенности музыкальной формы того или иного произведения, может познакомить с замыслом композитора, с конкретными обстоятельствами, в которых это произведение возникло, или же с общими принципами музыкального искусства. Но без слушания музыки все приобретенные из книг познания останутся мертвыми. Чем чаще и чем внимательнее человек слушает музыку, тем больше он начинает в ней слышать. А как мы уже говорили в первой главе этой книги, слушать и слышать — совсем не одно и то же. Часто музыкальное произведение не сразу "дается в руки" слушателю. С первого раза оно кажется сложным, надуманным. Не торопитесь с его оценкой — быть может, дело не только в том, что музыкальная речь композитора для нас непривычна, что вы мало слушали его произведений. Ведь и литерат