Группа «Европейский диалог» дважды в месяц выпускает дайджест с обзором наиболее интересных исследований по проблемам внутриевропейской политики и отношений между Европой и Россией. Для тех, у кого нет времени читать большие тексты, мы рассказываем, в чем их суть и как можно применять их выводы на практике. Вы также можете познакомиться с предыдущими выпусками дайджеста.
В сентябре и октябре в ЕС продолжились жаркие дебаты в преддверии грядущих выборов в Европарламент в мае следующего года. Партии и политики активно обсуждают политические перспективы друг друга на фоне роста евроскептицизма, триумфа правых партий, продолженного последними выборами в Швеции, и усиливающегося конфликта между руководством ЕС и лидером Венгрии Виктором Орбаном.
1. ВЫБОРЫ В ЕВРОПАРЛАМЕНТ-2019: ПРАВЫЕ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ, ОСТАЛЬНЫЕ ДУМАЮТ, ЧТО ДЕЛАТЬ.
В начале это недели сразу две мощные партии на правом фланге объявили о совместной избирательной кампании в Европарламент: итальянская «Лига Севера» под руководством министра внутренних дел Италии Маттео Сальвини и французский «Национальный фронт» Марин Ле Пен. Обе партии относятся к категории евроскептиков, и обещают продвигать в ЕС «Европу наций», делая, таким образом, акцент на меньшей интеграции и усилении центробежных тенденций. И если «антисоюзные» настроения Ле Пен давно всем известны, то открытое выступление по одну сторону баррикад с ней Маттео Сальвини в статусе главы итальянского МВД вызвало в Европе серьезные опасения и озабоченность.
Выступление министра внутренних дел Италии Маттео Сальвини на одном фланге с Марин Ле Пен в ходе предстоящих выборов в Европарламент вызывает серьезную озабоченность у сторонников евроинтеграции. AFP / GIUSEPPE CACACE (GIUSEPPE CACACE/AFP/Getty Images). Источник
Итальянский политолог Альберто Мингарди в своей колонке для газеты La Stampa иронизирует по поводу этого выбора лидера «Лиги Севера». Он пишет, что Рим, несмотря на свои заявления, не сможет вести против Брюсселя масштабную «военную кампанию» на этих выборах, поскольку для такой политики нужно обладать независимостью от кредитов и грантов из Евросоюза. В то время как Италия после решений последнего саммита ЕС по вопросам миграции, как страна в наибольшей степени пострадавшая от волны беженцев — только увеличила свою зависимость от евробондов. Поэтому Мингарди считает, что коалицию Сальвини с Ле Пен нужно оценивать реалистично: попытка заставить Евросоюз смириться с критикой может больно ударить по итальянским социальным программам для беженцев и в целом по итальянской экономике.
Продолжают европейские эксперты обсуждать и доклад Джудит Саргентини из Европейской партии зеленых о нарушениях Венгрией и ее лидером Виктором Орбаном основополагающих ценностей ЕС. В Словацкой ежедневной газете Dennik N вышел текст Питера Хунчика, где он обращает внимание на важный сдвиг в сознании большинства европейцев, который должен был произойти после выступления Саргентини в середине сентября. Теперь угрозой существования ЕС жители Европы должны видеть не только Дональда Трампа и Владимира Путина, но и находящегося совсем рядом, их соседа Виктора Орбана. «Несмотря на то, что партию Фидес все считают просто евроскептиками, вообще-то они — экстремисты и противники демократии», — пишет издание.
Доклад Джудит Саргентини поставил Виктора Орбана в один ряд с Дональдом Трампом и Владимиром Путиным. Источник
Другое ежедневное издание — хорватский Jutarnji list — публикуетколонку политолога Роберта Байруси, который предупреждает о конце доминирования традиционных партий в Европарламенте после майских выборов. Он пишет, что призрак популизма, который долго бродил по Европе, угрожает тектоническими сдвигами в политической системе Евросоюза. Летом 2019 года придет конец многолетнему господству в Европарламенте коалиции Европейской народной партии (ЕНП) и партии европейских социалистов (ПЕС), которые устанавливали и проводили интеграционный курс в Европе последние 15-20 лет.
На фоне таких панических настроений и уже активно создающейся коалиции ультраправых и правых сил на грядущих выборах, со всех стороны слышны призывы к центристским и либеральным силам объединиться. Политолог Сами Наир в своей статье для испанской газеты El País призывает демократические партии заключить пакт для борьбы с правым популизмом, а не «застывать в оборонительной позиции». Критика правых партий как популистов уже не сработала, как не сработали и попытки перехвата их риторики и повестки — нужны новые идеи.
Депутат ЕП от Либеральной партии Ги Верхофстадт предлагает бороться с евроскептицизмом созданием Европы, которую никому не захочется покидать. Simon Dawson/Bloomberg via Getty Images. Источник
Такие идеи выдвигает, к примеру, бывший премьер-министр Бельгии, а сегодня депутат от либеральной партии Ги Верхофстадт на страницах французской L'Opinion. Политик предлагает создать Европу заново, отказавшись от политики малых шагов в пользу масштабного сближения и проектировки такой Европы будущего, «которую никому не захочется покидать». В крупной немецкой газете Frankfurter Allgemeinen Zeitung большая группа европейских интеллектуалов, представителей науки и гражданского общества обращается к либеральным политикам почти с тем же призывом — создать новую платформу, объединенный фронт для противостояния евроскептическим настроениям. Интеллектуалы видят главным инструментом для этого — выстраивание новой европейской солидарности не на базе этнической или религиозной общности и не на базе простых экономических благ, а основываясь на формировании нового общего чувства справедливости и единства.
2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО АВСТРИИ В СОВЕТЕ ЕС: ОЧЕРЕДНАЯ ПОПЫТКА «АКТИВНОГО НЕЙТРАЛИТЕТА».
Владимир Швейцер из Института Европы РАН выпустиланалитическую записку про начавшееся по ротации в этом июле полугодичное председательство Австрии в Совете ЕС. Ключевое отличие Австрии на этом посту эксперт видит в попытке использовать страной свой давний статус «центрального государства» — посредника между Западной и Восточной Европой, нейтрального игрока во многих конфликтах, причем игрока активного — обладающего собственной повесткой и пытающегося ее реализовать.
Опираясь на свой политический бэкграунд, австрийский премьер Себастьян Курц стремится стать посредником в контактах не только между ЕС и Россией, но и с администрацией Трампа. Источник
Причиной возвращения Австрии к такой политике в момент своего уже третьего председательства в Совете ЕС Владимир Швейцер считает бэкграунд сегодняшнего лидера страны — молодого премьер-министра Себастьяна Курца. До того, как возглавить кабинет в Вене, Курц работал во внешнеполитических ведомствах своей страны, а в 2017 году, как глава австрийского МИДА даже председательствовал в ОБСЕ. Еще там будущий австрийский лидер пытался проводить активную политику урегулирования конфликтов — в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Украине. Особых прорывов по этим направлениям доиться не удалось, но с 2017 года Австрия утверждалась как лидер в переговорных процессах по этим направлениям в Европе, и возглавив Совет Европы Курц явно продолжает выбранный курс.
Политика Австрии в ЕС сейчас как раз исходит из логики активного посредничества — не зря Себастьян Курц стал одним из главных контактных лиц Владимира Путина с ЕС. Но кроме России, Австрия пытается сглаживать конфликты ЕС с администрацией Трампа — и для этого Курц также использует инструмент личных встреч лидеров — с Великобританией, в ее переговорном процессе по выходу из ЕС и даже между другими членами союза: неформальный Зальцбургский саммит, прошедший в конце сентября по наиболее тяжелым вопросам миграции и растущего авторитаризма в ряде стран-членов ЕС также был инициирован Курцем.
В сентябре по инициативе австрийского премьера в Зальцбурге прошел саммит лидеров стран ЕС, посвященный вопросам миграции и растущего авторитаризма в странах Европы. Источник
Нельзя сказать, что подобная австрийская политика «активного нейтралитета» приносит какие-то существенные результаты для всего союза или соседних стран, но важно, что с помощью нее Себастьян Курц преодолевает собственные проблемы, связанные с внутренней политикой. После заключения коалиции с маргинальной и нерукопожатной для основных европейских лидеров националистической Партией Свободы, Курц мог остаться на периферии европейской политики, но в том числе благодаря своей активной роли посредника продолжает оставаться лидером стран «второй группы» в ЕС.
3. САНКЦИИ В СЕНТЯБРЕ: ЗАПАД ПРОДОЛЖАЕТ НАРАЩИВАТЬ ДАВЛЕНИЕ, РОССИЯ ПЫТАЕТСЯ СПРАВИТЬСЯ.
Программный координатор РСМД Владимир Морозов опубликовалтрадиционный анализ международной санкционной политики за минувший сентябрь. Расскажем, что произошло с ограничительными мерами на Европейском направлении.
Кроме ожидаемого продления членами ЕС «украинского» санкционного пакета, страны Европы сделали важный шаг в продвижении вопроса по введение новых ограничительным мер против России, вызванных активностью российских спецслужб в Британии, которые обвиняются в отравлении Сергея и Юлии Скрипалей. ЕС разработало новый механизм введения санкций против государств, «применяющих химическое оружие». Среди предлагаемых мер: заморозка активов подозреваемых лиц на территории стран-членов, запрет на въезд, упрощенная процедура введения ограничений. Окончательно новый порядок, который, кстати, касается России не только в случае Британии, но и в случае Сирии, должен быть утвержден в окончательной редакции 15 ноября.
ЕС планирует ужесточить санкции против России и Сирии, но смягчать их в отношении Ирана вопреки позиции США. На фото Федерика Могерини и министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф. EPA/HERBERT NEUBAUER. Источник
Напротив, на иранском направлении ЕС собирается смягчить потенциальное воздействие на экономику страны и на торговые отношения Ирана со странами-членами второго пакета американских санкций. ЕС планирует создать для расчетов с Ираном специальный механизм, который сможет обойти ограничения США и поддержать Иран в исполнении ядерной сделки 2015 года. При этом в этом вопросе ЕС не исключает использование доступных России и Китаю инструментов обхода американских санкций.
Российский Минфин в сентябре создал специальное подразделение в своем составе, которое будет заниматься анализом и контролем за внешними экономическими ограничениями. Новый департамент — 25-ый по счету в министерстве возглавил Дмитрий Тимофеев. Судя по его первым заявлениям, главной ответственностью подразделения станет анализ воздействия санкций на банковский сектор РФ и обслуживание внешнего государственного долга. Какого-либо комплексного анализа эффекта санкций на экономику России в целом департамент пока что проводить не намерен.
4. «ОТЗЫВЧИВЫЙ СОЮЗ»: НОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВЕНЧИВАЕТ МИФЫ ОБ «ОТОРВАННОСТИ» ЕВРОПЕЙСКИХ БЮРОКРАТОВ ОТ ЗАПРОСОВ ОБЩЕСТВА В СТРАНАХ ЕС.
В этом октябре в издательстве Cambridge University Press вышла книгаполитолога, доцента Университета Калифорнии в Сан-Диего и председателя общества Жана Моне Кристин Снайдер под названием «Отзывчивый союз. Национальные выборы и Европейская модель управления» («The Responsive Union. National Elections and European Governance»). Этим исследованием Снайдер пытается показать, каким образом выстроена политическая система Евросоюза для получения корректной и своевременной обратной связи от населения.
В самом предисловии политолог пишет, что целью ее исследования стало проверка распространенного стереотипа о ЕС и европейских чиновниках, как акторах, далеких и оторванных от нужд простого населения европейских стран. Этот аргумент сегодня часто звучит и используется популистскими партиями и правыми движениями в Европе. Снайдер проверила «отзывчивость» — то есть прямую реакцию политиков на меняющиеся запросы населения в странах, под влиянием которых они изменяют свою позицию и корректируют проводимую политику и конкретные управленческие решения, например, по острым вопросам миграции или социальной сферы.
Автор на основе собранных эмпирических данных показала, как национальные правительства через свои позиции в Совете ЕС вступают в договоренности и коалиции, исходя от изменяющегося запроса населения своей страны. Электоральная мотивация их решений часто противоречит целесообразности и эффективности, усиливаясь в преддверии национальных выборов. К примеру, массовое недовольство немецкого населения новыми пакетами помощи Греции со стороны ЕС, накануне выборов в Бундестаг в 2009 году способствовало откладыванию принятия этих мер, несмотря на то, что в перспективе такое затягивание процесса только усугубило кризис в Греции и увеличило необходимые размеры помощи. Причем с момента «политизации» ЕС — то есть перехода в 1990-х годах большего числа полномочий под управление европейскими структурами — такая «отзывчивость» в ответ на требования населения у национальных политиков только возросла.
Недовольство немцев поддержкой Греции перед выборами в Бундестаг вызвало отмену важного транша, что является свидетельством "отзывчивости" институтов ЕС к мнению простых европейцев. Источник
Кроме того, проведя фокус-группы и социологические эксперименты, Кристин Снайдер установила, что чувствительность самих избирателей в европейских странах к позиции национальных политиков в отношении европейским проблем также крайне высока. Например, немецкие избиратели с большей вероятностью будут голосовать на выборах в национальный парламент за политика, который представлял, во-первых, активно заявлял свою позиции по вопросам политики мигрантов и беженцев в ЕС, а во-вторых, защищал или обещал защищать эти позиции на всех переговорах в ЕС, добиваясь более благоприятных результатов для Германии.
Однако, в росте такой отзывчивости политолог видит и существенные риски, связанные прежде всего, с необходимостью постоянного компромисса европейских политиков между эффективностью принимаемых решений и их легитимностью для населения своей страны. Торможение в решении вопросов по миграции, структурных реформ, снятии оставшихся ограничений на экономическую кооперацию между государствами-членами ЕС, а также постоянная опора отдельных стран ЕС исключительно на настроения населения своей страны, способно привести в итоге, к падению благосостояния всех Евросоюза в целом. Выход из этой ловушки Снайдер видит в снижении количества вопросов, принимаемых в ЕС консенсусом и большей дифференциации стран на однородные блоки внутри союза.