Найти тему
Европейский диалог

Евро-дайджест. Обзор публикаций о России и Европе за I половину сентября (01.09 — 16.09)

Группа «Европейский диалог» дважды в месяц выпускает дайджест с обзором наиболее интересных исследований по проблемам внутриевропейской политики и отношений между Европой и Россией. Для тех, у кого нет времени читать большие тексты, мы рассказываем, в чем их суть и как можно применять их выводы на практике. Вы также можете познакомиться с предыдущими выпусками дайджеста

После летних каникул европейская политика ожила и на повестке дня снова много событий, за которыми стоит следить. В первой половине сентября двумя самыми долгожданными стали — ежегодная речь президента Комиссии Жан-Клода Юнкера перед Европейским Парламентом и выборы в Швеции, от которых ждали катастрофы, но ее, кажется, не случилось. Эти события мы и обсудим в этом выпуске евро-дайджеста.

1. РЕЧЬ ЮНКЕРА ПЕРЕД ЕВРОПЕЙСКИМ ПАРЛАМЕНТОМ: МИГРАЦИЯ, ОБОРОНА, ПОПУЛИЗМ

12 сентября Председатель Европейской Комиссии Жан-Клод Юнкер выступил перед Европейским Парламентом с ежегодным обращением о положении дел в Европейском Союзе.

Традиционно акценты в речи отражают самые наболевшие вопросы ЕС, поэтому центральным элементом речи стала миграция. Юнкер отчитался о снижение числа прибывающих мигрантов на 97% в восточном регионе Средиземного моря и на 80% в центральной его части. Такое снижение показателей не означает, что проблема исчезла, поэтому Юнкер призвал Европейский Совет принять долгосрочные и постоянные меры, а не ограничиваться временными инструментами, направленными на «тушение пожаров». После форума ЕС по проблемам миграции этот вопрос связан с отношениями ЕС со странами Африки. Юнкер призывает к усиленному партнерству с «континентом-близнецом» для стимулирования устойчивых инвестиций и создания рабочих мест.

Роль ЕС стала вторым важным пунктом повестки обращения Президента. Солидарность на западных Балканах, гуманитарная катастрофа в Сирии, необходимость гуманитарных миссий - об этом напомнил Юнкер собравшимся парламентариям. Способность ЕС быть единым геополитическим игроком, связана с понятием единства, суверенитета и широты полномочий. Призвав к более активному военному и оборонному сотрудничеству, Президент Еврокомиссии пообещал в течении следующих месяцев сделать полностью функционирующими Оборонный Фонд и Постоянное структурированное сотрудничество по вопросам безопасности и обороны (PESCO). В свете роста популистских и авторитарных тенденций в Союзе, Юнкер осудил разногласия между Востоком и Западом и назвал процветающий национализм вредным. По его мнению, понятия «европейский» и «национальный» не должны быть взаимоисключающими для патриотизма XXI века.

Речь прошлого года была ярким и вдохновляющим событием, запомнившимся, прежде всего, амбициозным проектом реформирования ЕС. На фоне такого триумфа, выступление в этом году выглядело тускло. Юнкер ни стал подводить результаты своего наследия, ни нарисовал вдохновляющую картину будущего, и в целом, выглядел довольно уставшим. Возможно, поэтому Президент подтвердил свои предыдущие заявления об отсутствии у него амбиций переизбираться на следующий срок. Похоже, Европа будет искать нового лидера.

-2

В своем выступлении перед Европейским Парламентом Жан-Клод Юнкер акцентировал внимание на вопросах миграции и обозначил отсутствие амбиций на переизбрание в ходе предстоящих выборов президента. Источник

2. МЕЧТА ЕВРОФЕДЕРАЛИСТОВ НА ФОНЕ НОВОГО ВИТКА ДИСКУССИЙ О БУДУЩЕМ ЕС

Объединение сторонников единой федеративной Европы — Группа Спинелли — (the Spinelli group) опубликовала манифест о будущем Старого Света. Как и любой другой подобный политический документ, этот манифест — образ будущего ЕС, интеллектуальная основа мечты еврофедералистов. В манифесте спинеллисты призывали к:

1) Объединению всех действующих европейских договоров в единую Конституцию ЕС, которая стоит над национальными Конституциями.

2) Изменению структуры законодательной власти ЕС: парламент должен избираться также как и сейчас на основе квот, но новая формула должна остановить текущее чрезмерное представительство государств среднего размера. При голосовании в Европейском Совете должен использоваться принцип квалифицированного большинства (достаточным считается поддержка 55% стран при 65% населения, которые они представляют). Такая формула применяется и сейчас, но самые важные сферы защищены принципом единогласия (все страны должны одобрить изменение в регулировании). Единогласие спинеллисты предлагают заменить «формулой четырех»: для блокирования решений по принципиальным вопросам против должны высказаться как минимум 4 страны.

3) Сейчас на выборах в Европейский Парламент граждане голосуют за кандидатов по национальным спискам. Группа Спинелли считает, что будущее за транснациональными партиями. Эту же идею поддерживает и президент Франции Эммануэль Макрон. Для постепенного внедрения и перехода на эту систему спинеллисты предлагают уже на выборах в 2024 году предоставить избирателям по два голоса: один для голосования по национальным/региональным партийным спискам - как и сейчас — а второй для голосования по единому округу во всем ЕС.

4) Среди других предложений также: новая категория членства для тех, кто не хочет продвигать интеграцию дальше, усиление Европейской Комиссии, право взимать налоги и выпускать еврооблигации, усиление роли городов и регионов в управлении ЕС и другие инициативы подталкивающие европейскую интеграцию.

Группа Спинелли зародилась в стенах Европейского Парламента, но их идеи не имеют серьезного законодательного потенциала. Их инструмент — распространение идей, привлечение внимание общественности. Опубликованный манифест интересен своими идеями, особенно сейчас, когда дебаты о будущем ЕС так поляризованы. Однако, как показало в этом году голосование в Парламенте за введение транснациональных списков, сторонников для его воплощения Спинелли все еще не хватает.

-3

Группа Спинелли — объединение сторонников единой федеративной Европы. Сегодня их инструментарий — генерация и распространение идей воплощения федеративной модели в ЕС. На фото — президент Группы Спинелли Эндрю Дафф. Источник

3. В ШВЕЦИИ НАСТАЛИ ТЕМНЫЕ ВРЕМЕНА?

На прошедших выборах в Швеции партия «Шведские демократы», которых относят к крайне правым, получили почти 18% голосов. Правящая партия Социальных Демократов осталась ведущей, но потеряла около 3 процентов голосов, что затрудняет создание коалиции большинства. Из-за политической неопределенности политический деятель Хосефин Фюрст (Josefin Fürst) предвещает Швеции темные времена. Шведским партиям понадобится время, чтобы сформировать правительство, и какую роль в этом сыграют Шведские демократы еще предстоит узнать. Вероятен сценарий с центро-правой коалицией, но и она не выглядит безобидной для будущего Швеции. Программа реформ Социальных Демократов может подвергнуть риску устоявшуюся северную модель рынка рабочей силы.

Шведская журналистка Полина Нойдинг (Paulina Neuding) в статье для Politico не считает, что следует пугать Европу и мир радикализацией политического курса в Швеции. Мэйнстримные шведские партии ужесточили свою политику в области миграции, но жесткими эти условия кажутся только по шведским меркам. К примеру, те же Шведские Демократы предложили всего лишь ограничить бесплатную медицинскую страховку для нелегальных мигрантов. В то же время тех, кто радикальнее Шведских Демократов, например, отколовшаяся от них партия «Альтернатива для Швеции», избиратели не поддержали.

По мнению Нойдинг в фокусе должны быть не политические, а социальные изменения, которые могут и будут происходить в Швеции в будущем. Почти одна пятая часть избирателей поддержали Шведских Демократов, несмотря на сильное социальное давление прогрессистских сил, как внутри страны, так и в ЕС в целом. Поэтому политической катастрофы в Швеции ждать не стоит, а приглядеться к тому, по каким причинам в шведском обществе происходит тектонический сдвиг — крайне необходимо.

И хорошо бы успеть это сделать до следующих выборов.

-4

Итоги выборов в шведский парламент. Источник

4. ШВЕЦИИ НУЖНЫ ВЫЙТИ ИЗ ЗОНЫ КОМФОРТА

На фоне прошедших выборов в Швеции Европейский Совет по Международным Отношениям (ECFR) проанализировал потенциал Королевства по влиянию на политику ЕС. В результате опроса экспертов — традиционного способа анализа для такого рода исследований — выяснилось, что несмотря на то, что Швеция преимущественно региональный скандинавский игрок, ее круг партнеров в Европе включает в себя Германию и Нидерланды. Существуют связи и со странами на востоке ЕС, но здесь  связи значительно слабее.

Опрошенные шведские эксперты видят страну 4-ой по влиянию на политику ЕС, позади Германии, Франции и Нидерландов. Однако, свойство таких опросов — почти все эксперты внутри страны завышают влияние своей родины. Эксперты из других стран не включают Швецию в пятерку самых влиятельных и этому показателю, разумеется, больше доверия.

-5

Влияние на политику ЕС. Вопрос: "За последние два года, какие государства-члены ЕС, в том числе те, в которых вы проживаете, в целом наиболее сильно влияли на политику ЕС? (выберите до 10)". Источник

Влияние Швеции заметнее среди стран «богатой семерки», высокоразвитых стран ЕС меньшего размера — здесь она на третьем месте. По вопросам международной политики и безопасности — даже на втором. По общему влиянию в 2016 году Швеция занимала ступень выше, чем в последние годы, но Австрия сместила Королевство в этом рейтинге вниз после миграционного кризиса.

До сих пор Швеция не принимала активного участия в политике ЕС и оставалась преимущественно региональным лидером Скандинавии. Однако, сейчас у Королевства есть потенциал и стимулы для усиления своих позиций: после Брекзита Швеция лишилась своего традиционного союзника и единомышленника в институтах ЕС — Британии — и теперь по значимому числу вопросов ей придется самостоятельно вырабатывать и пытаться проводить свою политику. Опрошенные эксперты советуют усилить связи в треугольнике Германия-Нидерланды-Швеция, а для этого Королевству нужно приблизиться к немецкой повестке дня и позиции Германии в европейских институтах. Также эксперты советуют Швеции наращивать сотрудничество со странами «богатой семерки», и инвестировать в отношения с Францией и государствами юга ЕС.

5. АЛЬТЕРНАТИВА ПОПУЛИЗМУ ЕСТЬ, А ЕСЛИ НЕТ, ТО БУДЕТ

Джуди Демпси (Judy Dempsey), старший научный сотрудник Фонда Карнеги ведет колонку под названием «Джуди спрашивает», в которой она устраивает экспертное обсуждение актуальных проблем. В этот раз 10 приглашенных экспертов ответили Джуди, может ли Европа предложить альтернативу популизму.

Большинство участников дискуссии были весьма оптимистичны. Журналист Кэролайн де Грюйтер (Caroline de Gruyter) следует поговорке, что новое — это хорошо забытое старое. По ее мнению, центристские партии занимают все более радикальные позиции в гонке с популистами. В результате популистский дискурс доминирует, и многие умеренные избиратели не знают, за кого им голосовать. Это уникальное время для таких, как Макрон и Ван дер Беллен, ведь в центре политического спектра из-за этого практически нет конкуренции.

-6

Джуди Демпси проиллюстрировала дискуссионный материал о перспективах современного популизма фотографией Виктора Орбана и Маттео Сальвини. Источник

Ряд других экспертов, такие как Роза Бальфур (Rosa Balfour) из Немецкого фонда Маршалла Соединенных Штатов, признают, что альтернативы нет, но в потенциале они уверены. Так, Роза считает, что партии должны сражаться не за места и голоса, а за идеи. Ни у мейнстримных партий, ни у популистов нет решений проблем, волнующих избирателей: как устранить неравенство и чувство неопределенности? как установить отношения с остальным миром? Это то место, где альтернативы могут появиться.

Среди других экспертных советов встречается концепция европейского суверенитета. Раз одна из опор популизма – это идея национального суверенитета, то нужно бить по ней. Цель суверенных государств в том, чтобы обеспечить безопасность и процветание своим гражданам, нужно показать, что ЕС и был для этого создан.