Русские революционеры, те самые, которые победили в 1917 году, и сделали нашу страну столь своеобразной, шли к победе долго, несколько поколений. Например, еще дедушка Николая II, царственного нашего страстотерпца, погиб от рук революционеров. Давайте взглянем, как это рисовали.
Убили его в 1881 году, однако за все его царствование на императора было совершено восемь официально объявленных покушений, причем первое из них еще в 1866 году (знаменитым Каракозовым).
Охотились за Александром II и в России, и за границей. Например, в 1867 году, когда император был с визитом в Париже, на него совершил покушение некто Березовский, поляк. Александр выехал с ипподрома Лоншан, в котором проходил военный смотр. Вместе с царем в экипаже находились два его сына, Владимир и Александр (Александр III), а также император Наполеон III).
Во время выезда с ипподрома Березовский приблизился к экипажу и выстрелил в русского царя. Но смерти удалось избежать, так как офицер охраны Александра проявил бдительность и успел оттолкнуть руку террориста. В результате пули попали в лошадь. Из-за слишком сильного заряда пистолет Березовского разорвался и его удалось схватить. Неудачника сослали пожизненно куда-то в район Фиджи.
На эту тему французский художник написал любопытную картину, странную своей трактовкой.
Но в итоге император-Освободитель погиб в 1881 году от нападения террориста-революционера, взорвавшего бомбу у него под ногами. Известные художники на эту тему не рисовали, это делали только газетные иллюстраторы-анонимы.
Наивная анатомия, композиция и колористика -- но это не важно, потому что автор стремится передать ужас от события. А до изобретения документальной фотографии еще далеко.
Вообще понятно, почему известные мастера не брались за эту скользкую тему. Ведь совершенно непонятно, как ее рисовать, чтобы не получилась газетная желтуха.
Ну, в общем, убили Александра, лежит весь в дыму.
Принесли Александра домой, оказался он отнюдь не живой: раздроблены нижние конечности, обильное кровотечение... Врачи не смогли ему помочь. Скончался.
На этой газетной иллюстрации изображено соборование умирающего, а вокруг стоит наследник (будущий император Александр II) и другие члены семьи. Это уже практически официальный семейный портрет.
Следующую стадию не зазорно уже знаменитому автору рисовать.
Подобные "портреты на смертном одре" -- это весьма распространенный официальный жанр, не только Александра II так писали.
Посмотрите внимательнее на картину выше -- и попробуйте разглядеть ее вот в этом знаменитом полотне.
Да, она (открытка-репродукция) висит там на стене право, над головами детей. Обратите внимание, эта картина (репродукция) висит справа на стене вот в этом интерьере про возвращение в родимый дом ссыльно-каторжного. А не за участие ли в покушении товарища сослали? Тогда это прямо трофей, как голова лося на стене. Впрочем, срок отсутствия по приговору маловат для такого серьезного дела -- картина-то Репина 1884-8 годов.
С участниками убийства императора поступили суровей. Их называли "первомартовцы", (т.к. это случилось 1 марта). Опять спасибо газетным иллюстраторам.
Но гораздо более известной стала картина советской художницы, написаная на ту же тему.
Похоронили Александра II, как и остальных императоров, в Петропавловском соборе.
***
Покупайте мою книгу "Омерзительное искусство". Там все такое же... гм... доброе. И красивое на ОЗОНЕ.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.