Найти тему
S-AUTO

Мопедное детство в СССР

«По поведению двойка, гаражи и помойка». Сколько там было интересного! Можно было найти старый аккумулятор и аккуратно отбив лишнее со свинцовых пластин, отправить их в переплавку. Или разжиться отработкой, сделать из тряпок, палок и проволоки импровизированные факелы, которые потом сжечь. Главное не спалиться или на крайний случай не попасться. А если в гараже или сарае имелся мопед… О мопедах мечтали все, у кого его не было. А у кого был мечтали о мотоцикле. Но как было здорово обладать этим нехитрым транспортным средством! Особенно если благодаря заботливым родителям оно попадало в страждущие ручонки прямо из магазина. Но в то время так везло редко. Впрочем, не меньшую радость доставлял и доставшийся по наследству потрепанный экземпляр. А кто то получал свой первый мопед в виде груды железок в мешке. И все равно, эти железки оживали, пусть зачастую без тормозов, с заплющенной трубой вместо глушителя и дроссельной заслонкой, зафиксированной в открытом положении деревяшкой. И заводилось все это неохотно и «с толкача». Зато как было здорово прокатится на таком собранном своими руками аппарате! Запах сгорающей в потрепанном двигателе, намешанной на глаз смеси масла и бензина, асбестовая подмотка на постоянно отваливающийся глушитель, постоянно забивающиеся бензокраник и карбюратор с примитивным воздушным фильтром.. Что бы испытать радость передвижения приходилось постоянно прикладывать руки и голову. Но зато, когда промучившись пол дня, наконец то зафиксировал пружиной диски сцепления, прикрутил крышку картера на свежевырезанныю из картона прокладку, залил масла до момента, когда оно потекло из мерного отверстия, и все это завелось и заработало – радости не было предела!

"Дельта"
"Дельта"

Самым «крутым» мопедом конца 80-х конечно была «Дельта» Рижского завода. В общем то и двухскоростные мопеды, и мотовелосипеды, не имели больших отличий в характеристиках, да и технически тоже были унифицированы. Но вот дизайн.. Дизайн отличался, и «Дельта», больше похожая на маленький мотоцикл, здесь была вне конкуренции.

"Карпаты"
"Карпаты"

Следующем в табеле о рангах числилась модель «Карпаты» Львовского завода. Её вид хоть стилистически был схож с «Дельтой», все же проигрывал изделию из Латвии. Но иметь «Карпаты» тоже было престижно, особенно если они были с ножным переключением передач или в версии «Спорт».

"Рига-3" из 60-х
"Рига-3" из 60-х

Обладать более ранними моделями было сложнее. В силу возраста и менее современной конструкции, скучать они не давали. Чего только стоило выточить напильником шпонку на маховик, взамен срезанной. А срезало её часто.. Но зато у таких «старичков», максимальная скорость километров на 10 была выше. Ведь у более поздних мопедов её ограничили под изменения в ПДД. Да и все таки двухскоростной мопед это престижней..

"Рига-13"
"Рига-13"

Зато «газуля» - как именовались мотовелосипеды была дешевле, проще и надежней. Особенно ели именовалась «Рига-13». Это простое моторное средство 80-х уже имело не очень то и большое сходство с велосипедом. Мощная светотехника, колеса, бак большой емкости – нормальный легкий мопед.

Популярная модель мотовелосипеда из Пензы "ЗИФ-77"
Популярная модель мотовелосипеда из Пензы "ЗИФ-77"
"ЗИФ-20" - последняя модель мотовелосипеда завода, выпущена небольшой партией.
"ЗИФ-20" - последняя модель мотовелосипеда завода, выпущена небольшой партией.

Но в том и прелесть мотовелосипеда, что все таки в первую очередь конструктивно это велосипед, а потом уже все остальное. И собрать его можно было из самых разнообразных запчастей, был бы двигатель. Хоть какой-нибудь, Д-4, Д-5. Этот небольшой моторчик умудрялись имплантировать даже в детский велосипед «Бабочка». Благо колеса у него были пневматические.

-7

Пол дня возни с гаечными ключами, весь чумазый, зато пол дня счастливый рассекаешь на мопеде по району. Или больше. Но обычно - меньше. Ломались они все таки часто...

Это интересно.Вспоминаем наши игрушечные танки из СССР!
-8