Найти тему
Кириллица

Куда попадают после смерти некрещеные дети в православии

Некоторые верующие, особенно - недавно обратившиеся к Вере, в прошлом которых есть умершие некрещеные дети, младенцы, обращаются к священникам с просьбой разъяснить, куда после смерти попадают души некрещеных в Православии детей.

Единого указания на этот счет в Священном Писании не дается. Однако, есть Церковное предание, которое можно найти в чл. 16 Послания Восточных Патриархов, где сказано: "Блаженная участь тех, которые омыты водою и Духом в крещении и приняли Св.Духа в Миропомазании", то есть, для крещеных младенцев открыты врата, и они, несомненно, по смерти наследуют Царство Бога. Поэтому, даже тех младенцев, которые были очень слабы при рождении, и было понятно, что они не выживут, умрут, обязательно крестили. Сделать это могла сама повитуха или даже родители малыша, такое допускалось Православной церковью.

О душах некрещеных младенцев мнения разнятся. В одних источниках, например, у святого Григория Нисского, сказано так: "...души младенцев, похищаемых смертью, могут достигнуть полной меры блаженства...". Другие же, например, блаженный Августин, им полностью противоречат: "никакого вечного спасения, помимо вечного спасения Христова, пусть не обещается младенцам. Не обещается оно им и Свщ.Писанием, которое должно быть предпочитаемо всяким рассуждениям человека..."

Более распространенная, принятая современным Православием точка зрения - нигде в Священных Писаниях нет указания, что за неимением грехов младенцы по смерти попадают прямо в Рай. Но - они могут быть утешены, избавлены от мук грешников, не принявших Бога, о чем говорится, например, у святого Григория Богослова: "...не будут у Праведного Судии ни прославлены,

ни наказаны, потому что хотя не запечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда, ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести" (Сл. на св Крещ., — ч.3). То есть, их состояние отличается от состояния осуждения, но и от прославления как праведники они тоже далеки.

На Епархиальном собрании Москвы в 2003 г. Святейший Патриарх Алексий Второй привел официальную точку зрения современного Православия, указывающую, что во время воинствующего атеизма в недавней истории нашей страны и других православных государств многие люди родились и умерли некрещеными. Их верующие родственники могут и должны молиться об их спасении. Но в церковной молитве могут упоминаться только те чада Церкви, которые были приобщены к ней через Таинство Святого Крещения. Все это справедливо и в отношении умерших некрещеных младенцев.