Несмотря на то, что между Советским Союзом и нацистской Германией шла кровопролитная война, а за каждую пядь земли слагали свои головы десятки солдат, порой в воспоминаниях немцев, - а особенно - офицеров, - можно найти строки, в которых они восхищаются мужеством советских воинов.
В некоторых из них - изумление, в некоторых - восхищение, в других - зависть и отчаяние. Так, например, обер-лейтенант 4-й танковой дивизии в своём дневнике описывает похороны русского солдата. Позднее стало известно, что речь шла о старшем сержанте Николае Сиротинине, которому было всего 19 лет. "Если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, мы завоевали бы весь мир" - писал немец, добавив, что после похорон они трижды дали залп из винтовок - высшая воинская честь.
Другой офицер, генерал-майор танковых войск Меллентин Фридрих фон Вильгельм, описывал упрямство советских солдат. В дневнике он отметил, что если удалось отразить атаку красноармейцев, это не значит, что бой выигран: "Несмотря на понесённые потери русские будут атаковать дважды, трижды, четырежды. Причём каждая атака будет одинаково упорна и хладнокровна" - писал генерал-майор, добавляя, что отражение таких атак возлагается уже не на технику и оружие, а на психологическую силу немцев - все ли выдержат этот натиск.
Другое воспоминание оставил после себя комбат 3-го батальона 18-го пехотного полка группы "Центр" майор Нойхоф. Прорвав линию обороны, его солдаты начали занимать позиции, продвигаясь группой численностью в 800 человек. Внезапно им дали бой - пять советских бойцов. Немцы понесли немалые потери, и в первую очередь по той причине, что просто не поверили в происходящее.