Иногда требуется больше, чем мужество под огнём, чтобы заслужить высшую военную награду страны. Для Полины Гельман потребовалось ещё и огромное упорство. Она родилась в 1919 году в еврейской семье. В то время в России бушевала гражданская война, и её отец - большевистский революционер был убит, когда ей было пять месяцев. Её мать участвовала в Октябрьской революции 1917 года в качестве медсестры и после смерти мужа семья переехала в Гомель.
Полина отучилась в средней школе, а в девятом классе поступила в планерную школу. Но крошечный подросток был на несколько дюймов меньше минимальной высоты необходимой, чтобы стать пилотом, и во время своего первого полёта она едва могла добраться до управления. Когда Германия напала на Советский Союз 22 июня 1941 года, она изучала историю в Московском государственном университете.
В октябре советский вождь Иосиф Сталин санкционировал формирование трёх женских авиационных полков - 586-го (истребители), 587-го (пикирующие бомбардировщики) и 588-го (ночные бомбардировщики). К этому времени в СССР было много опытных женщин-пилотов, но мало женщин обучалось на штурмана и механика. Она обучалась на штурмана и была назначена в 588-й.
Две женщины-бойца в экипаже проводили ночные рейды за линию фронта. "Мы разработали метод визуального наблюдения, - объяснила Гельман, - делая меловую отметку на крыле самолета, чтобы указать, когда сбрасывать бомбы." Экипажи по два человека часто летали без парашютов и сталкивались с зенитным огнем, прожекторами и случайными истребителями противника. Они делали несколько боевых вылетов каждую ночь, вражеские солдаты стали называть их ”Ночные ведьмы".
Один из самых исключительных вылетов Гельман произошёл в августе 1942 года, когда 588-е атаковали немецкие войска на Кубани. Вернувшись из миссии, она сбросила оставшиеся бомбы на топливные склады противника рядом с железнодорожной станцией, уничтожив тысячи тонн топлива, и из пулемета разбила вражеские прожекторы.
8 мая 1945 года переименованный в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный полк "по-2" готовился к взлёту с взлётно-посадочной полосы в Германии, когда механики подбежали для деактивации бомбы. "Немцы сдались", - вспоминала Гельман. "Война была закончена. Я разрыдалась. Все плакали в тот день.”
К концу войны Гельман сделала почти 900 боевых вылетов, отработав около 1300 лётных часов, и сбросила больше 100 тонн бомб. В мае 1946 года ей вручили Золотую Звезду Героя Советского Союза. В послевоенный период она получила степень по истории, а затем получила степень по экономике. Гельман ушла из ВВС майором в 1957 году, но получила звание подполковника в резерве.
Она написала мемуары о своей военной карьере в 1982 году и преподавала политическую экономику в Московском институте социальных наук до 1990 года, за несколько месяцев до распада Советского Союза. В 2005 году Гельман умерла в Москве в возрасте 86 лет.
Литература: Military History (September 2016)
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал, ведь дальше будет ещё интересней!