Оценки в начальной школе учителя чаще всего выставляют за каллиграфию.
Сниженная оценка при правильно выполненном задании вызывает закономерный вопрос, на который педагог ответит, что ребёнок написал неразборчиво/неаккуратно/сделал слишком много помарок.
Учитель в данном случае прав: ведь это и в его интересах, чтобы его ученики писали разборчиво. Если вы не хотите видеть опечаленного заниженной оценкой ребёнка, научите его писать красиво и аккуратно!
Причины плохого почерка
1. Неправильная осанка — самая распространённая причина кривого почерка, на наш взгляд. При неправильном сидячем положении руки, как правило, находятся в крайне неудобной позиции, поэтому вместо красивых букв на листке появляются различного рода закорючки:
- Ребёнок пишет буквы «н», «к», «и», «п» так, что их невозможно отличить друг от друга;
- Буквы, вопреки разлиновке, «падают» под линию или «взлетают» над ней;
- В буквах «ш» и «м» ребёнок дорисовывает лишние завитки.
Правила правильной посадки:
- ребёнок сидит с ровной спиной, плечи и шея расслаблены, но не скрючены;
- руки лежат на столе, но локти не касаются его поверхности;
- между столешницей и грудью расстояние равно ладони, поставленной параллельно поверхности стола;
- ноги стоят ровно на полу или на специальной подставке (скрещивать их или закидывать одну на другую нельзя – это искривляет позвоночник).
Приучив ребёнка к правильному положению «сидя», вы изначально поспособствуете его красивому почерку: чадо не будет зажиматься в неудобной позе, а рука будет спокойно скользить по бумаге, выводя аккуратные буквы.
2. Еще одна причина — неразвитая моторика (особенно мелкая).
Здесь мы говорим о несколько заторможенных движениях пальцев рук и кистей, из-за чего суставы не работают в полную силу, а ребёнку не хватает гибкости для написания аккуратных букв.
- Ребёнок неправильно выводит скруглённые элементы букв;
- Буквы у школьника не просто некрасивые, а именно неправильно написанные;
- Все буквы разного размера, а на листе очень много помарок.
В данном случае стоит задуматься о проведении с ребёнком гимнастики для запястий и пальцев рук: обычно в начальной школе её проводят учителя перед началом занятий.
Старайтесь давать ребёнку в руки мелкие предметы, собирайте с ним мозаики из некрупных деталей – всё это развивает мелкую моторику и улучшает почерк.
3. О плохом пространственном восприятии (неориентация в пространстве) говорят следующие факторы:
- Разные интервалы между буквами в одном слове;
- Разные интервалы между словами в одной строчке;
- Ребёнок путает буквы в слове, переставляя их местами, или пишет их в зеркальном отображении;
- При написании слов ребёнок заходит за поля тетради.
В данной ситуации помогут опять же игры. Попросите его повторить в воздухе левой рукой движения правой (например, можно выписывать те же буквы) или сыграйте с ребёнком в «Найди приз», где он должен точно следовать вашим указаниям, чтобы найти небольшой презент.
Этапы обучения
- Обводка контуров. В специальных прописях есть не только буквы, но и различные фигуры, узоры и т.п., отпечатанные пунктиром.
- Написание букв, их сочетаний и отдельных слов по образцу (специальные прописи,)
- Переписывание отдельных слов, предложений и текстов в разлинованную тетрадь.
- Закрепление в виде каждодневного написания в тетради абзаца из какого-то рассказа.
Никогда не подгоняйте своего ребёнка: время, за которое он обучится красивому письму, – индивидуально. Запаситесь терпением, следуйте прочитанным советам и тогда в школе у вашего чада не возникнет проблем с каллиграфией!