В пятницу, 12 октября, генеральный директор авиакомпании Якутия (R3) Ольга Фёдорова подала в отставку.
Совет директоров принял её заявление и назначил на этот пост известного российского авиационного менеджера Владимира Горбунова. В его послужном списке - семь лет работы в московском представительстве Airbus, управление не выбравшимся из убытков лоукостером Авианова (AO), закрытым из-за санкций США лоукостером Добролёт (QD), а также пять месяцев во главе Нордавиа (5N) в период смены владельцев архангельского перевозчика.
Ольга Фёдорова возглавляла 18-го по пассажиропотоку российского перевозчика четыре с половиной года и - после банкротства Трансаэро (UN) - оставалась единственной в стране женщиной-руководителем авиакомпании.
Авария как главная причина
Ночью 10 октября самолёт Sukhoi Superjet 100 Якутии, совершавший рейс R3414 из Улан-Удэ (UUD), перебежал полосу домашнего аэропорта Туймаада (YKS) и повредил шасси, закрылки, нижнюю часть фюзеляжа и двигателей.
По предварительным данным Росавиации, основная вина лежит на аэродромной службе аэропорта Якутск: взлётно-посадочная полоса содержалась в ненадлежащем виде, переданные экипажу необходимые сведения о её состоянии оказались некорректными.
Но претензии к перевозчику тоже были — и они дополнили длинный список замечаний, сделанных проверяющими в течение года. Причём руководство Якутии признавалось "не способным принимать эффективные меры по устранению недостатков в деятельности авиапредприятия". Теперь их совокупности хватило бы на ограничения в сертификат эксплуатанта, чего региональное правительство (главный акционер авиакомпании) допустить не могло.
Деньги как вторичная
Глава республики Саха Айсен Николаев (избран 27 сентября, врио с 28 мая 2018 года) публично обвинил руководство авиакомпании в непрозрачном расходовании средств:
Я не очень доволен работой авиакомпании. Есть серьезные претензии, связаны они не только с постоянными задержками. Сегодня тут упомянули финансовую прозрачность. И у меня большие вопросы по финансовому состоянию компании, потому что та огромная помощь, которая им была оказана, всё-таки недостаточно эффективно использовалась и используется, на мой взгляд.
Якутия — убыточное предприятие. Общая задолженность на конец лета текущего года — около 6 миллиардов рублей.
Подробнее на эту тему:
Якутский Superjet вернулся домой слишком жёстко
Росавиация винит в аварии Якутск и Якутию