Многие замечали, что поезда метрополитена, будучи полностью электрическим транспортом, питание берут не из проводов, как трамваи или троллейбусы.
В метрополитене проложен третий контактный рельс. В российских поездах находится справа внизу, если стоять лицом к вагону.
В моторных вагонов есть специальное устройство, которое в народе называют «лапой». Именно с его помощью обеспечивается подача тока.
Почему же в метро отказались от проводов? Кстати, отказались не повсеместно. В мире есть метрополитены с подвесным проводом, но не в России. В РФ даже ГОСТ устанавливает, что в метро должен быть именно контактный рельс.
Контактный рельс делается из стали, а не из цветных металлов, это дешевле.
Контактный долговечнее. Он не порвется, в отличие от провода. На большой скорости не «сойдут рога», как у троллейбуса.
Но главное, использование контактного рельса удешевляет строительство метро, поскольку позволяет делать меньше диаметр тоннеля.
Кстати, в некоторых годах мира контактные рельсы используются на трамвайных линиях. Например, в историческом центре Бордо. Это сделано для того, чтобы не портить виды города проводами. Французские трамвайщики разработали такую систему, при которой напряжение на контактный рельс подается только в тот момент, когда там проходит трамвай. Это сделано, чтобы никого из прохожих, наступающих на контактный рельс, не ударило током.
Кстати, именно из-за наличия контактного рельса в метро под напряжением людям запрещено пытаться выбраться самим при падении на пути. Нужно обязательно дождаться, когда дежурная обесточит линию.