Как такой мощный фильм мог так долго не попадаться мне на глаза?
«Дитя человеческое» — фильм 2006 года режиссера Альфонсо Куарона, который ещё снял в 2004 году «Гарри Поттер и узник Азкабана» и «Гравитацию» в 2013. Только этот фильм, наверное в силу своей специфичности и вообще — неординарности — особым успехом не пользовался и даже, кажется, не слишком отбил себя в прокате. Тем не менее — он есть и посмотреть его стоит хотя бы для того, чтобы иметь представление как именно будет выглядеть наш мир перед тем, как закончит свое существование.
Лондон, 2027 год. К этому моменту в море произошло много всего и в основном это были не самые радостные события. Практически весь мир в нашем понимании — пал. Мировые столицы разрушены, повсеместно бесплодие. Самый молодой житель планеты убит несколькими ударами ножа, едва достигнув восемнадцатилетия. Миром правят война и голод — бесконечная река миграции прорывается в Великобританию, которая сохраняет видимость относительно нормальной жизни — на самом деле, ничего нормального нет — страна превратилась в полицейское государство с концентрационными лагерями для беженцев, террористическими актами и подпольными анархистскими кружками. Все граждане обязаны проходить обязательный тест на фертильность. Религиозный фанатизм, бродяги и хрустящее на зубах предчувствие конца — это вот все в каждом кадре фильма. Визуально это выглядит страшно. Город грязен, оклеен листовками и исписан граффити. На окнах общественного транспорта — решетки. Внутри — телевизоры с пропагандой. То тут то там встречаются заголовки газет — они многое рассказывают о событиях, к примеру, о том, что туннель под Ла-Маншем закрыт или что супруги Бекхэм отпраздновали золотой юбилей. А ещё — рекламируют специальный препарат для самоубийств.
Главный герой фильма — Теодор Фарон (Клайв Оуэн). Он работает в газете о неравнодушен к спиртному. Тео едва не взорвался в теракте — прогремело в том магазине, где он только что взял кофе. Однажды его похищают — это подпольная группа «Рыба» - борцы за признание прав эмигрантов. Во главе этой группы стоит Джулиан (Джулианна Мур), бывшая жена Тео, который в прошлом был тем ещё активистом и с которым у неё некогда был ребенок. Она просит Тео через его брата оформить выездные документы для одной девушки — ту надо без проблем доставить к побережью. Брат главного героя работает в правительстве — пытается спасать по миру произведения искусства — к примеру, во дворе его «Ковчега искусств» виднеется фрагмент стены с граффити Бэнкси, а внутри Тео обнаруживает слегка поврежденного «Давида» Микеланджело. Тео недоумевает — кому нужно будет это все искусство, когда на Земле никого не останется? Документы получены, но они выданы на выезд пары — Тео требует доплату и едет с девушкой к побережью.
Однако, все не так просто. Когда группа из пяти человек, включая Тео, Джулиан, и девушку, выезжает из города, на их машину нападает банда — Джулиан застрелена, план на грани срыва. (Вообще, надо сказать, что в этом фильме потрясающая операторская работа — эта сцена в машине снята одним кадром — в это просто невозможно поверить! Я даже не представляю себе как нужно было прописывать весь путь камеры, всю игру актеров, въезды и выезды из кадра транспорта и всякие детали — там просто негде было спрятаться, все на виду!). Оставшиеся четверо — Тео, девушка, а также медик Мириам (Пэм Фэррис) и активист Люк (Чиветел Эджиофор). Они направляются на дружественную ферму, где должно произойти собрание всей группы и выборы нового лидера. На ферме девушка Ки говорит о том, что она (внезапно!) беременна. Причем, беременна на хорошем таком сроке. И Ки требует, чтобы имено Тео сопроводил её на корабль — так ей велела Джулиан.
— Она беременна.
— Ты видишь что на кону.
У членов «Рыбы» был план переправить Ки на борт корабля проекта «Человечество» — это полулегендарная организация ученых, которые по слухам, обладают всякими новейшими достижениями, которые якобы могут чем-то помочь несчастной Земле. Но, учитывая последние события все развалилось. Одни предлагают продолжать следовать плану, другие — использовать ребенка Ки в борьбе в качестве флага, Тео же предлагает рассказать о беременности Ки всем. Сама Ки соглашается родить там же, на ферме, однако, все пошло не так. Ночью Тео подслушивает разговор членов группы — и у них нет никаких планов насчет родов девушки на ферме. Более того — главу группы Джулиан убили свои же — в результате внутреннего заговора именно они напали на машину. И судьбу Тео они уже решили.
И Тео, прихватив Ки и Мириам, бегут с фермы. Теперь против них не только правительство, но и бывшие сообщники, которые, похоже, таки решили использовать ребенка Ки в своих политических целях. Но выбора нет — контакт с проектом «Человечества» налаживается месяцами, а замаскированный плавучий госпиталь под названием «Завтра» будет у английского побережья чтобы забрать Ки на базу на Азорских островах точно вовремя и следующего раза может и не быть. По пути они останавливаются в доме у друга Тео Джаспера — вечно укуренного престарелого хиппи, в прошлом тоже активиста — его играет Майкл Кейн. Но и там их настигают бывшие сообщники.
Финальная часть самая страшная. Тео и Ки попадают-таки в лагерь беженцев — эдакое гетто с кучей всякого народу, животными и мерзавцами всех мастей. Там Ки предстоит родить первого ребенка на планете за много лет, а Тео — защитить её и ребенка от всех, кто за ними охотится — от группы «Рыба», от правительственных войск, от сброда в лагере — и все это под свистом пуль, по страшным лестницам и загаженным улицам. Ведь успеть на корабль — их единственный шанс.
Фильм пугает. И смыслом страшным, деталями всякими красноречивыми, и визуально. Мир там жуток, все совершенно беспросветно. Грязь и мусор, омерзительные личности составили большинства, в котором каждый думает только о своей выгоде — или о выживании. Камера постоянно дрожит, выхватывая странные лица и жуткие ситуации. Пули свистят, люди кричат — и животные тоже, в фильме их много — разных, почти повсюду. Лагерь беженцев словно показывает каким станет наш мир в ближайшем будущем — грязным, злым, первобытным… Но ребенок — как нечто совсем не из этого мира — все ещё дает шанс на благополучный исход.
Кинопоиск — 7, 36
IMDb – 7, 9
Кинцо — девять апельсинов из десяти.
P. S. О многочисленных деталях и пасхалках в этом фильме я упоминать не буду — их достаточно в интернете — на Кинопоиске, к примеру.