Найти в Дзене
Кинцо

Дитя человеческое

Как такой мощный фильм мог так долго не попадаться мне на глаза?

«Дитя человеческое» — фильм 2006 года режиссера Альфонсо Куарона, который ещё снял в 2004 году «Гарри Поттер и узник Азкабана» и «Гравитацию» в 2013. Только этот фильм, наверное в силу своей специфичности и вообще — неординарности — особым успехом не пользовался и даже, кажется, не слишком отбил себя в прокате. Тем не менее — он есть и посмотреть его стоит хотя бы для того, чтобы иметь представление как именно будет выглядеть наш мир перед тем, как закончит свое существование.

"Проект "Человечество" жив
"Проект "Человечество" жив

Лондон, 2027 год. К этому моменту в море произошло много всего и в основном это были не самые радостные события. Практически весь мир в нашем понимании — пал. Мировые столицы разрушены, повсеместно бесплодие. Самый молодой житель планеты убит несколькими ударами ножа, едва достигнув восемнадцатилетия. Миром правят война и голод — бесконечная река миграции прорывается в Великобританию, которая сохраняет видимость относительно нормальной жизни — на самом деле, ничего нормального нет — страна превратилась в полицейское государство с концентрационными лагерями для беженцев, террористическими актами и подпольными анархистскими кружками. Все граждане обязаны проходить обязательный тест на фертильность. Религиозный фанатизм, бродяги и хрустящее на зубах предчувствие конца — это вот все в каждом кадре фильма. Визуально это выглядит страшно. Город грязен, оклеен листовками и исписан граффити. На окнах общественного транспорта — решетки. Внутри — телевизоры с пропагандой. То тут то там встречаются заголовки газет — они многое рассказывают о событиях, к примеру, о том, что туннель под Ла-Маншем закрыт или что супруги Бекхэм отпраздновали золотой юбилей. А ещё — рекламируют специальный препарат для самоубийств.

Тео
Тео

Главный герой фильма — Теодор Фарон (Клайв Оуэн). Он работает в газете о неравнодушен к спиртному. Тео едва не взорвался в теракте — прогремело в том магазине, где он только что взял кофе. Однажды его похищают — это подпольная группа «Рыба» - борцы за признание прав эмигрантов. Во главе этой группы стоит Джулиан (Джулианна Мур), бывшая жена Тео, который в прошлом был тем ещё активистом и с которым у неё некогда был ребенок. Она просит Тео через его брата оформить выездные документы для одной девушки — ту надо без проблем доставить к побережью. Брат главного героя работает в правительстве — пытается спасать по миру произведения искусства — к примеру, во дворе его «Ковчега искусств» виднеется фрагмент стены с граффити Бэнкси, а внутри Тео обнаруживает слегка поврежденного «Давида» Микеланджело. Тео недоумевает — кому нужно будет это все искусство, когда на Земле никого не останется? Документы получены, но они выданы на выезд пары — Тео требует доплату и едет с девушкой к побережью.

Тео и Мириам
Тео и Мириам

Однако, все не так просто. Когда группа из пяти человек, включая Тео, Джулиан, и девушку, выезжает из города, на их машину нападает банда — Джулиан застрелена, план на грани срыва. (Вообще, надо сказать, что в этом фильме потрясающая операторская работа — эта сцена в машине снята одним кадром — в это просто невозможно поверить! Я даже не представляю себе как нужно было прописывать весь путь камеры, всю игру актеров, въезды и выезды из кадра транспорта и всякие детали — там просто негде было спрятаться, все на виду!). Оставшиеся четверо — Тео, девушка, а также медик Мириам (Пэм Фэррис) и активист Люк (Чиветел Эджиофор). Они направляются на дружественную ферму, где должно произойти собрание всей группы и выборы нового лидера. На ферме девушка Ки говорит о том, что она (внезапно!) беременна. Причем, беременна на хорошем таком сроке. И Ки требует, чтобы имено Тео сопроводил её на корабль — так ей велела Джулиан.

— Она беременна.
— Ты видишь что на кону.

У членов «Рыбы» был план переправить Ки на борт корабля проекта «Человечество» — это полулегендарная организация ученых, которые по слухам, обладают всякими новейшими достижениями, которые якобы могут чем-то помочь несчастной Земле. Но, учитывая последние события все развалилось. Одни предлагают продолжать следовать плану, другие — использовать ребенка Ки в борьбе в качестве флага, Тео же предлагает рассказать о беременности Ки всем. Сама Ки соглашается родить там же, на ферме, однако, все пошло не так. Ночью Тео подслушивает разговор членов группы — и у них нет никаких планов насчет родов девушки на ферме. Более того — главу группы Джулиан убили свои же — в результате внутреннего заговора именно они напали на машину. И судьбу Тео они уже решили.

Бэнкси
Бэнкси

И Тео, прихватив Ки и Мириам, бегут с фермы. Теперь против них не только правительство, но и бывшие сообщники, которые, похоже, таки решили использовать ребенка Ки в своих политических целях. Но выбора нет — контакт с проектом «Человечества» налаживается месяцами, а замаскированный плавучий госпиталь под названием «Завтра» будет у английского побережья чтобы забрать Ки на базу на Азорских островах точно вовремя и следующего раза может и не быть. По пути они останавливаются в доме у друга Тео Джаспера — вечно укуренного престарелого хиппи, в прошлом тоже активиста — его играет Майкл Кейн. Но и там их настигают бывшие сообщники.

Финальная часть самая страшная. Тео и Ки попадают-таки в лагерь беженцев — эдакое гетто с кучей всякого народу, животными и мерзавцами всех мастей. Там Ки предстоит родить первого ребенка на планете за много лет, а Тео — защитить её и ребенка от всех, кто за ними охотится — от группы «Рыба», от правительственных войск, от сброда в лагере — и все это под свистом пуль, по страшным лестницам и загаженным улицам. Ведь успеть на корабль — их единственный шанс.

-6

Фильм пугает. И смыслом страшным, деталями всякими красноречивыми, и визуально. Мир там жуток, все совершенно беспросветно. Грязь и мусор, омерзительные личности составили большинства, в котором каждый думает только о своей выгоде — или о выживании. Камера постоянно дрожит, выхватывая странные лица и жуткие ситуации. Пули свистят, люди кричат — и животные тоже, в фильме их много — разных, почти повсюду. Лагерь беженцев словно показывает каким станет наш мир в ближайшем будущем — грязным, злым, первобытным… Но ребенок — как нечто совсем не из этого мира — все ещё дает шанс на благополучный исход.

Кинопоиск — 7, 36

IMDb – 7, 9

Кинцо — девять апельсинов из десяти.

P. S. О многочисленных деталях и пасхалках в этом фильме я упоминать не буду — их достаточно в интернете — на Кинопоиске, к примеру.