Чтобы перестать бояться, ей пришлось заново прожить страх побоев от своего родного отца. Страх от звука его шагов, который был слышен, пока он поднимался на верхний этаж. Это были самые невыносимые минуты, которые заставляли бешено колотиться ее сердце. Его крики, избиения матери, ее слезы и синяки на утро, которые она тщательно замазывала тональным кремом, и смело шла на работу. Потом в восемь лет их всем классом заставили пойти на похороны одноклассника, который выпал с балкона третьего этажа. Дети медленно ходили вокруг гроба с ребенком, одетого в школьную форму. Испуганно молчали, а потом поехали вместо уроков на кладбище, чтобы увидеть, как закопают мальчика Сережу. Страх смерти. С ним довольно рано познакомили неокрепшие души детей. Зачем? В чем был педагогический или воспитательный посыл, непонятно. Потом подружкина старшая сестра-восьмиклассница покончила с собой, выпив из-за несчастной любви флакон каких-то таблеток, отчего у нее остановилось сердце. Почему-то снова всем одноклассникам пришлось идти на похороны, и она хорошо помнила, с каким лицом, полным растерянности, шел мальчик, любовь всей жизни умершей девочки, и нес в руках ее портрет. А в следующем году соседская девочка умерла от гангрены, и все дворовые детишки поехали ее хоронить, а перед этим чинно шли, бросая цветы на дорогу перед машиной с гробом. Жуткий, нечеловеческий ритуал. Кто придумал вести детей на кладбище, бросать комья земли на закрытую крышку гроба, в котором лежит, как живой такой знакомый этим детям человек? Слишком много смерти видела она в детстве, чтобы перестать ее ожидать и бояться.
Потом ей пришлось вспомнить, как напали хулиганы и подбили глаз, и все лицо расплылось как сдутый мячик. Как насильники пытались затащить в квартиру, как другие насильники, таксисты, увезли за город, но не справившись или испугавшись, там же и бросили. Как потом уже собственный муж отбил ноги, что она два дня не вставала, так было больно. Как тот же муж точным ударом сломал нос. Как обезумевший пьяница схватил ее ребенка за горло, угрожая придушить. Как маленькая дочка ушла от папы к бабушке, не сказав и не предупредив, и масса народа бегала и искала ее по городу, и, слава Богу, все закончилось благополучно.
Страхов было много. Вся жизнь состояла из страхов. Их надо было заново пережить, чтобы, наконец, перестать бояться. За себя, за детей, за людей вообще.
Страх унижений и неудач, страх смерти, страх потери, страх неизвестности. Страхов существует очень много. Все до одного люди испытали разные страхи. Некоторые из них оставили свои глубокие отпечатки в душе. И до сих пор могут оказывать влияние на самочувствие, здоровье, вызывать серьезные заболевания.
Когда она перестала бояться, она стала помогать другим справляться со страхами. Личный опыт пережитого в совокупности с приобретенными знаниями, способен излечить немало душ. Не бояться идти вперед, становиться увереннее в том, что ты несешь добро и реальную помощь, в действительности очень сильно помогают. Бывают люди, не терявшие и не боявшиеся, они тоже помогают, наученные в институтах и на тренингах, как это делать. Но она не пережили всего сами, они не знают. Они не понимают. Они теоретики. А нужны практики, которые скажут, я понимаю, что вы чувствуете, и я попытаюсь вам помочь. Попытаюсь, не значит, помогу точно, потому что каждый, кто боялся, должен сначала захотеть помочь себе сам.