Найти тему

Отто фон Бисмарк.

В последнее время, на фоне обострения отношений с англосаксами, все чаще приходиться слышать о необходимости укрепления российско-германского сотрудничества, что подтвердило бы разновекторность российской внешней политики и "многополюсность" мироустройства.

Оставляя за рамками этой статьи, возможные дискуссии на тему о "самостоятельности" внешней политики Германии на современном этапе, хотел бы поговорить о роли канцлера Отто фон Бисмарка в развитии прусско -российских, а затем и германо-российских отношений, так как именно с именем Бисмарка связывают период дружественных отношений между двумя государствами.

Существует довольно распространенное мнение среди людей, интересующихся проблематикой международных отношений, что Бисмарк был чуть ли не "русофилом" всю свою политическую жизнь и всякий раз цитируют его известные слова о том, что у Германии и России нет противоречий и взаимных претензий в Европе, а,следовательно, нет и оснований для военных конфликтов.

Попробуем разобраться в сути этого высказывания и, для большей ясности, совершим краткий экскурс в историю.

Практически весь XIX век, сразу по завершении наполеоновских войн Пруссия и Россия оказывали друг другу реальную поддержку в европейских делах. В буквальном смысле можно было говорить о союзнических отношениях между странами. Помимо того, что они были связаны династическими родственными узами, у двух государств были и взаимно непересекающиеся интересы в Европе.

У Пруссии желание стать центром притяжения для всех немецких государств и оттеснить своего вечного конкурента в этом вопросе -Австрию. У России -обеспечить себе безопасность на западных границах и заняться вплотную Балканами, чтобы добиться, в конечном итоге, контроля над черноморскими проливами.

Пруссия оказала России поддержку при подписании Андрианопольского договора с Османской империей от 1829 года, по итогам русско -турецкой войны и против которого резко высказались Австрия и Англия.

Пруссия оказывала содействие России и в подавлении Польских восстаний 1831 года и, в особенности, 1865 года. В этом случае у пруссаков был, правда, свой интерес. Учитывая активную поддержку поляков Францией, они не хотели появления на своих восточных границах государства - союзника Франции, которую Бисмарк считал основным противником Германии в Европе.

Пруссия занимала и положительную позицию по отношении к России на Парижской конференции по итогам Крымской войны 1853-1856 годов. В дальнейшем, Пруссия поддержала и знаменитую "ноту Горчакова" от 1870 года, в которой Россия отказывалась от военных ограничений на Черном море, наложенных на нее по итогам той же Крымской войны.

Все эти действия Пруссии привели к тому, что в России сложилось впечатление, что Пруссия становиться чуть ли не самым преданным союзником России в Европе и необходимо так же оказывать пруссакам максимальное содействие.

Особенно это стало понятно царскому двору после предательства Австрии. В 1849 году австрийский император Франц Иосиф I попросил российского императора Николая I о помощи в подавлении венгерского восстания. Венгры уже были близки к взятию Вены, но пришла русская армия и в течение нескольких недель подавила восстание.

После оказания этой "услуги" Николай I, разумеется, рассчитывал в дальнейшем на поддержку Австрии по ряду вопросов в отношениях между Россией и Османской империей и, в частности, по балканским вопросам. Однако, после начала Крымской войны, Австрия фактически присоединилась к антирусской коалиции. А ведь прошло лишь всего несколько лет с того момента, как Россия спасла ее от полного краха. У Австрии на Балканах были свои интересы.

Таким образом Россия окончательно сделала ставку на Пруссию и, фактически, своей благожелательной позицией и политической поддержкой помогла ей выиграть три войны: с Данией, Австрией и Францией, что помогло Пруссии объединить вокруг себя большинство немецких государств.

В январе 1871 года было объявлено о создании Германской империи. "Крестным отцом" империи был канцлер Отто фон Бисмарк. А "крестной матерью", без всяких сомнений, можно считать Российскую империю.

Но, как часто бывает, за медовым месяцем вскоре наступает разлад. Так получилось и в германо-российских отношениях.

Выиграв очередную войну у Османской империи Россия, по мирному Сан-Стефанскому договору от 1878 года, значительно усилила свои позиции на Балканах. Против этого договора резко выступили Англия и Австро-Венгрия. Для урегулирования споров по этому договору и во избежания новой войны, в Берлине был созван Берлинский конгресс под председательством Бисмарка.

Россия, естественно, рассчитывала на серьезную поддержку со стороны Германской империи на этом конгрессе. Но вышло все по другому. Германия практически по всем вопросам выступила на стороне противников России.

Русский император был вне себя от такой неблагодарности. Он написал кайзеру письмо, которое вошло в дипломатическую историю как "письмо -пощечина", где выразил свое неудовольствие позицией Германии и припомнил кайзеру его слова о том, что поддержка, оказанная немецкому государству Россией в 1870,"никогда не будет забыта".

Кайзер связался с Бисмарком и передал ему смысл письма русского императора. Тот ответил текстом, наполненным "железным прагматизмом". "Немецкая признательность не может заходить так далеко, чтобы навсегда подчинить германскую политику российской и чтобы жертвовать ради России будущим наших отношений с Австрией".

Все прусско-российские "разборки" на Берлинском конгрессе, в конечном итоге, объявили следствием "личной взаимной неприязни" Горчакова
и Бисмарка.

После этих событий Россия начала быстрое сближение с Францией, которая этого только и ждала, надеясь на скорый реванш в отношениях с Германией. И хотя, первоначально, этот союз двух государств, где в одном пели имперский гимн - "Боже, царя храни..", а в другом- республиканскую "Марсельезу", казался противоестественным, тем не менее он состоялся.

Говоря об отсутствии противоречий с Россией в Европе, Бисмарк пытался как бы подтолкнуть ее к активной политике на юге Европы и Азии. Он хотел, чтобы Россия "завязла" в противоречиях на Балканах с Австрией и Османской империей , а в Азии - с Британской империей и поднимающейся Японией. Остальную часть Европы Бисмарк считал германской зоной влияния, где у нее был только один конкурент - ослабленная Франция.

Бисмарк действительно очень активно предостерегал от военного конфликта с Россией. Но не из-за любви к ней, не из-за "русофильства", а из-за любви к Германии. Он, как никто другой, осознавал те катастрофические последствия к которым может привести прямое столкновения с российской империей.

Пытаясь охладить пыл все увеличивающегося количества сторонников "натиска на Восток", он писал: "Даже самый благоприятный исход войны не приведет к распаду основной силы России, которая зиждется на миллионах русских... Русские, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро соединятся друг с другом, как частички разрезанного кусочка ртути. Это неразрушимое государство русской нации сильно своим климатом, своими пространствами и ограниченностью потребностей..."

Но "Джин" германского национализма в конце XIX века уже был выпущен из бутылки. И еще при Бисмарке германский Генштаб разработал план Шлиффена - план войны на два фронта. И именно это план лег в последствии и в основу военной доктрины уже гитлеровской Германии. Итоги первой мировой войны ничему немцев не научили.

А с именем Бисмарка стали связывать две германские геополитические концепции. Первая, условно, - "линия Бисмарка". Линия на сотрудничество с Россией с учетом ее интересов, с целью избежать прямой военной конфронтации.

И вторая, условно, - линия "П.Рорбаха", одного из германских публицистов начала XX века, который пропагандировал необходимость раздела России, вычленяя из нее "нерусские" территории и создание на базе этих территорий буферных государств под германским контролем.

Его идеи во многом легли в основу гитлеровского варианта доктрины "натиска на восток".

Нынешний канцлер Германии А.Меркель - типичный представитель "линии П.Рорбаха", поэтому говорить о каких - то значимых внешнеполитических договоренностей на данном этапе с Германией не приходится.

А Отто фон Бисмарк, повторюсь, не был "русофилом". Он просто был самым умным среди немцев.

Другие статьи по теме:

Россия-Германия. Если брак, то только "по расчету". Часть 1.

Германский интерес. О роли Германии в событиях на майдане.

Если вас интересует проблематика международных отношений, подписывайтесь на канал и высказывайте свое мнение.