С детской истерикой сталкиваются ВСЕ родители, несмотря на то, что бабушки и дедушки любят утверждать, что в их время дети так себя не вели. Конечно это не совсем так. Давай разберемся ПОЧЕМУ возникают истерики? КАК их можно НЕ ДОПУСТИТЬ и ЧТО ДЕЛАТЬ если она уже случилась?
Справедливости ради стоит заметить, что несколько десятилетий назад ребёнка отдавали в детский сад до момента, как он начинал ходить (что не есть хорошо для ребёнка, но, несомненно, облегчало жизнь его родителям). Соблазнов и опасностей, например, в виде активного автомобильного движения было гораздо меньше. То количество запретов, которое испытывает на себе современный ребёнок, конечно, провоцируют его на более частое проявление протеста.
Но тем не менее, нужно понимать, что истерика сама по себе не так страшна. Это не значит, что ты плохо воспитала ребенка. Периодические возрастные истерики - это нормально. Это говорит о том, что личность ребёнка формируется правильно. Наиболее остро это проявляется в возрасте 2-3 лет, и связано с кризисом негативизма. Но пойми правильно, постоянные ежедневные истерики говорят о том, что такое поведение закрепилось у ребёнка.
Причинами могут быть:
- Недостаток внимания. Если это единственный способ добиться внимания, ребёнок вынужден постоянно прибегать к нему.
- Не соблюдение иерархии в семье;
- Отсутствие границ или напротив большое количество запретов и ограничений.
Важно понимать, что ребенку трудно без установленных границ и правил. Но они должны быть жесткими. Нельзя значит нельзя ВСЕГДА. Ребёнок не в состоянии понять, почему сегодня нельзя, а завтра можно. Запретов должна быть немного, но они всегда должны подтверждаться.Например, переходим дорогу, держать за руки. Соответственно, делаем это всегда, и повторяем правило. Объясните ребёнку ПОЧЕМУ это нельзя. Желательно, чтобы подавляющее большинство правил касалось безопасности.
Можно ли не допустить истерику?
В некоторых случаях можно. Например, избежать большинства истерик помогает метод многократного повторения. Давай рассмотрим ситуацию: вам пора уходить с площадки. Начни говорить ребенку об этом заранее. Допустим, "через 10 минут мы уходим домой". И напоминать об этом через равные промежутки времени. " "Осталось 8 минут, 6, 4, 2, 1". Так у ребёнка будет возможность свыкнуться с мыслью, что пора уходить. Вместо единиц времени можно использовать другой подходящий эквивалент, например, съехать с горки 10 раз и считать каждый раз. "Осталось 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, последний раз. Для надежности показывать на пальцах.
ВАЖНО: если время вышло, а малыш не хочет уходить, бери его на руки и уноси. Так ребенок поймет важность обещаний. Ни в коем случае не нарушай своих же обещаний, иначе ребенок будет дезориентирован, и не поймет, почему, если можно один раз, нельзя во второй, в третий, десятый.
Правило номер 2. Не прерывай активную игру ребенка. Например, если ребенок чем-то увлечен, не нужно вырывать его из процесса немедленно. Дождись, пока ребенок отвлечется от этого занятия, и лови момент. Если ситуация не позволяет долго ждать, используй метод многократного повторения.
Ребенок не понимает слово надо, постарайся увлечь ребенка заинтересовать и всё превратить в игру. Например, вместо "давай одеваться на улицу" - "а давай отправимся в путешествие!" вместо "убери игрушки" - "давай, положим игрушки спать в коробку".
Что делать, если истерика уже в разгаре?
Во-первых, успокойся сама. Помни, это нормальное возрастное поведение, определенная ступень, необходимая для его развития. И это обязательно пройдет. Сложнее всего в такие моменты справиться со своими эмоциями. Страх, беспомощность, злость, которые часто маскируются раздражением, а иногда яростью. Вдохни-выдохни, сосчитай до 10. Согласись, нелогично кричать ребенку "Успокойся!", если ты сама не в состоянии это сделать. Ребёнку это сделать гораздо сложнее, чем взрослому, ведь у него еще не все структуры мозга окончательно созрели.
Постарайся подержать ребенка, ему тоже сейчас очень непросто. Он действительно расстроен, проговори ребёнку его чувства. Например, "Ты расстроен, ты хотел эту игрушку" или "ты хотел ещё покататься на горке, я понимаю тебя". Говори в утвердительном ключе, а не спрашивай. Есть еще один замечательный способ - метод отзеркаливания. Работает он так.
Например,
Ребенок говорит: Я не хочу!
Ты: Ты не хочешь
Ребенок: Я хочу еще кататься
Ты: ты хочешь еще кататься
Когда вы проговариваете ребенку его чувства, он видит, что его понимают, и это позволяет ему легче пережить отказ. Очень часто в таких ситуациях маме дают совет игнорировать ребенка, что неверно. Ребенка не нужно игнорировать и осуждать за проявление эмоций. Это естественно, что он расстроен или сердится. НО свое решение не изменяем. "Да, жалко, да, обидно, грустно ты расстроен, я понимаю, ты хотел". Но, тем не менее, идти на поводу не нужно. Иначе истерика закрепиться у ребенка, как способ достижения желаемого. Т.е. уносим с площадки, сочувствуя, проговаривая его чувства, отзеркаливая его слова, но уносим.
Иногда помогает просто обнять ребенка, или даже посидеть рядом, сигнализируя о готовности обнять в любой момент.
И наконец, последнее правило. Никакого насилия. Не применять физических наказаний, и не позволять ребенку бить себя. Если это происходит, нужно удерживать ребёнка. О том, почему не нужно наказывать ребенка физически, здесь писать не буду, может в следующий раз.
По опыту могу сказать, что самое сложное правило, как мне кажется, это сохранять спокойствие. Очень часто, когда ребёнок проявляет сильные негативные эмоции, мы сами "проваливаемся" в позицию ребенка. Почему так происходит, и что с этим делать, тема для отдельной статьи. Дорогая, помни, истерика - это не тест матери на профпригодность. Это очередная ступень развития твоего ребёнка. Береги себя! Подписывайся на мой канал, до новых встреч!