тот с которого начался быть натюрморт
Пожалуй первым, кто целенаправленно ввел в свои картины, то что мы сейчас называем "натюрморт", был Питер Артсен (1508 - 1575) уроженец Амстердама. Питер прославился как автор жанровых картин из жизни горожан, рыночных сценок. Слава пришла к нему довольно рано, но совершенно заслуженно.
Дадим слово другому художнику и также голландцу, жившему в ту же эпоху, что и Питер.
Живописец Карел ван Мандер (1548–1606) написал и в 1604-м году издал "Книгу о художниках" («Het Schilderboeck»), в которой дал краткое жизнеописание нидерландских живописцев, своих современников и тех кто жили в ближайшем обозримом прошлом. Вот, что он пишет в главе "Жизнеописание Питера Артсена, превосходного живописца из Амстердама":
Питер в 1533 году вступил в гильдию живописцев. Он стал писать с натуры кухни со всякого рода посудой и припасами и находил для каждого предмета такие верные краски, что все они казались как бы настоящими. Благодаря тому что он много этим занимался, он в умении подбирать цвета красок сделался самым искусным мастером, каковые когда‑либо существовали, и эта приобретенная им способность навсегда осталась в его семействе. Он был человеком, мало придававшим себе значение, и к тому же имел очень простой и мужиковатый вид, так что никто и подумать не мог бы, что это был великий художник, если б об этом не говорили самым красноречивым образом его произведения.
В 25 лет Питер Артсен вошел в состав профессиональной гильдии художников (гильдия св.Луки), что стало прямым следствием, его выдающихся успехов как живописца и признанием коллег по цеху.
К несчастью мастеру довелось пережить разрушение нескольких его чудесных работ. Он творил в то непростое время когда Нидерланды были охвачены народными волнениями связанными с событиями Реформации. Многие произведения искусства были разрушены воинствующими иконоборцами. Далее снова цитата из книги ван Мандера, где он пишет о той работе, которую к сожалению уже никто никогда не увидит:
Алтарный складень в Новой церкви изображал Рождество Христово и имел четыре створки; на внутренней стороне были изображены Благовещение, Обрезание и Поклонение волхвов или что‑то подобное, а на внешней – Усекновение главы св. Екатерины. Это было великолепное, уверенно и мастерски выполненное произведение; нагие части тел и многое другое нередко были написаны с одного удара кисти и исполнены так решительно, что издали производили необыкновенно величественное впечатление, ибо должны были быть видимыми на некотором расстоянии. Я не думаю, чтобы можно было где‑либо увидеть более сильное и мужественное владение кисти.
Этот прекрасный и достойный великого мастера памятник был, к несчастью для искусства, уничтожен святотатственными руками иконоборцев вместе со многими другими его произведениями, в числе которых находился и большой алтарный образ со створками. По преданию, иконоборцы, громившие Новую церковь в Амстердаме, были так поражены головой быка, изображенной Артсеном в алтаре «Поклонение волхвов», что вырезали и оставили этот фрагмент композиции, который ныне хранится в собрании Рейксмузеума (Амстердам).
К несчастью многие работы Питера Артсена утрачены. Тем более впечатляет то что сохранилось.
Особенностью некоторых работ мастера является то, что религиозный сюжет отодвинут на второй план, а непосредственно перед зрителем все пространство заполнено сложной предметной композицией. У картины как бы два уровня восприятия. Житейско-бытовой и религиозно-философский. Не исключено, что в предметах расположенных на переднем плане скрыты дополнительные символические подсказки для расширенной трактовки сюжета.
В картинах мастера жанровые сцены соседствуют с натюрмортными композициями. Можно сказать, что это гигантские натюрморты с включением нескольких портретов или жанровой сценки
Если присмотреться, то на столе видим полноценный классический натюрморт типа "накрытый стол":
Питер Артсен, стал отцом троих сыновей, которые также стали одаренными художниками. Знаменитым учеником Артсена и продолжателем его дела стал Иоахим Бёкелар (1534- 1573). Ему посчастливилось, т.к. его родная тётка вышла замуж за Питера, и вскорости Иоахим стал учеником большого мастера.
Хотелось бы закончить этот короткий рассказ о выдающемся художнике и родоначальнике натюрморта Питере Артсене словами Карела ван Мандера, которые много говорят об этом незаурядном человеке:
Питер часто сильно переживал оттого, что его произведения, которые он думал оставить на память потомству, погибли таким образом [ от рук вандалов ], и потому неоднократно вступал с такими врагами искусства в жаркие споры, чем подвергал себя большой опасности. Он умер в Амстердаме 2 июня 1573 года шестидесяти шести лет от роду.