Почему плохая? Сейчас покажем.
Morgan Stanley считает, что объем онлайн-торговли в России по итогам 2023 года составит 3,5 трлн рублей. То есть за пять лет вырастет в 2,7 раза.
Теперь смотрим, как интернет-рынок рос в предыдущие пять лет. Подойдут данные АКИТ:
Мы видим рост в 2014–2015 годах всего в 1,6 раза. За счет чего возможно такое ускорение? Ведь никто не прогнозирует отмену санкций в ближайшем будущем и рост реальных доходов, как в 2000-е. Главные аргументы такие:
1. В России высокий уровень проникновения интернета — около 80%. Почти 60% россиян имеют смартфон, что тоже неплохо.
2. Доля интернет-торговли в ритейле мала — около 3%. Российские покупатели созрели для того, чтобы увеличить её примерно до 8%.
3. Четверка главных игроков занимает всего 27,2% рынка. Это сильно меньше, чем в США, Китае и Бразилии:
Что еще в прогнозе?
Рынок монополизируется и сдастся под натиском трансграничной торговли. Инвестиции в развитие онлайн-торговли резко вырастут. В последние десять лет сюда вкладывалось в сто раз меньше, чем в офлайн-розницу.
В этом году Яндекс и Сбербанк начали строить полноценный маркетплейс — аналог «Амазона». Mail.ru Group и Alibaba тоже создают совместный бизнес. Можно вспомнить одного из столпов АКИТ — «220 Вольт», — который объявил о запуске площадки для продажи китайских инструментов напрямую от поставщиков.
Итого
Даже если прогноз не сбудется на 100%, нужно готовиться к тому, что до маленьких интернет-магазинов будет доходить всё меньше и меньше денег покупателей. Если вы торгуете китайскими товарами или тем, что имеет китайский аналог — пожалуй, у вас нет шансов выжить.
Лучше подумать о продаже товаров, которых точно нет на «Али». Или продавать услуги. Ну или уйти в лакшери-премиум-сегмент.