Гер Граус - директор по международным образовательным программам KidZania, Великобритания. Доктор Гер Граус Превосходнейшего ордена Британской империи имеет широкую известность в области образования и является первым директором по международным образовательным программам KidZania. В KidZania создана уникальная образовательная среда, максимально приближенная к реальности. Здесь дети могут устроиться на работув больницу, университет, музей, театр и другие места, которые есть в настоящем городе. Благодаря проекту KidZania дети изучают взрослый мир труда при помощи ролевых игр, созданный для того, чтобы вдохновлять и предоставлять возможности развития, руководствуясь девизом «От вдохновения к стремлению».
Общаться с Гером Граусом было очень приятно! Настолько позитивного человека с такими интересными и прогрессивными идеями не часто можно встретить. Господин Граус – пожалуй, один из немногих, кто, на наш взгляд, действительно понимает образ мышления и способ познания окружающего мира детьми. Интервью с ним стало очень запоминающимся для редакции ActivityEdu.
Есть ли отличие между детьми в России и детьми в других странах?
И да, и нет. Социокультурная среда в России, конечно же, отличается от других стран. Это естественно, и даже хорошо. Иначе было бы просто скучно жить, если бы все страны были идентичными.
Однако мы проводили исследования, в которых участвовали дети из разных городов мира: Мумбаи, Дубай, Мехико, Лондона и т.д., показавшие, что в мире в целом наблюдается очень масштабная глобализация, которая касается и детей.
Например, очень многие дети из разных стран имеют похожий кругозор. Иногда, находясь за границей, я ловлю себя на мысли, что, например, все торговые центры в мире похожи - они обладают одним и тем же набором брендов: Zara, H&M, Marks&Spencer и т.д. Таким образом, дети из разных стран, видят одни и те же бренды, слоганы, рекламу и т.д. Так, дети по всему миру получают все больше сходств. И я не уверен, что эти тотальные сходства являются позитивной чертой современного мира.
Можно даже говорить о том, что несмотря на то, что все юные зрители мультика про свинку Пепу говорят на разных языках, все они обладают схожим словарным запасом. Это объясняется тем, что дети всего мира смотрят одни и те же передачи.
Сегодня мы видим противостояние глобализации и индивидуализации.
Какие были особенности и трудности с открытием KidZania в Москве?
Если честно, я не был непосредственно вовлечен в процесс открытия KidZania в Москве, я присутствовал только на открытии этого центра. Однако, если говорить о трудностях, то обычно они одни и те же во всех странах, и связаны с проектировкой, конструированием и строительством.
Например, бывает очень трудно сконструировать что-то, предназначенное для детей. Проблема в размере, потому что все должно быть примерно на треть меньше обычного. И иногда появляется рад связанных с этим трудностей.
Кроме того, бывает сложно объяснить, кто мы и что делаем. Перед открытием KidZania в Москве или, например, в Лондоне, наша компания была еще не известна. Нам пришлось приложить немало усилий для того, чтобы объяснить, что такое KidZania и как этот проект работает.
Вы даже не представляете себе лица людей, когда они впервые слышали, что они могут смело оставить своих малышей одних на 3-4 часа под нашим присмотром. Наших первых посетителей это повергало в настоящий шок, они неизменно настаивали на том, что ни в коем случае не оставят ребенка.
Отличается ли процесс подготовки персонала в России и других странах?
И снова, да и нет. Как я уже отметил, социокультурная среда в каждой стране отличается, поэтому и подготовка сотрудников тоже может несколько разниться. Однако, как правило, эта разница незначительна.
Процесс подачи общей информации о компании, изучения «активностей», которые мы предлагаем, в целом одинаков. Однако процесс вовлечения детей в образовательно-развлекательную среду и подходы к работе с детьми в разных странах может отличаться, поскольку системы образования в разных странах сильно отличаются друг от друга.
Как вы считаете, KidZania - это в первую очередь развлекательный проект или просветительский?
Проект предполагает наличие обеих характеристик в равной степени. Люди должны понять, что KidZania – это как скауты в США. Никто не спрашивает, какова цель поступления в скауты: развлекательная или образовательная. Все просто знают, что скауты – это скауты. Так и с KidZania, люди должны понять, что мы и обучаем, и развлекаем.
Проект предлагает вектор для выбора профессии в будущем или просто знакомит детей с разными профессиями?
Я считаю, что прежде, чем по-настоящему выбирать профессию, человек должен ознакомиться с ее сутью. И это именно та функция, которую берет на себя KidZania: ознакомить детей с существующими профессиями.
По-моему, мы должны не рассказывать им о том, что они могут делать, а дать им возможность самостоятельно узнать, какие у них есть возможности и испробовать их.
Многие дети, которые посетили KidZania, говорят, что в рамках проекта они испробовали такие профессии, о существовании которых раньше даже не подозревали. И это потрясающе!
Мы хотим продолжать развитие, давать детям возможность узнать и попробовать еще больше, а также поддерживать их любопытство.
Сейчас уместно говорить о тенденции снижения того возраста, в котором ребенку предлагают пройти профориентацию. Насколько, по вашему мнению, это оправдано? Может ли ребенок выбирать профессию, скажем, в 10-12 лет?
Конечно же, дети в таком возрасте не в состоянии определить, кем они хотят стать, когда вырастут. Рассчитывать на это просто неправильно.
Мы безусловно можем их знакомить с разными видами деятельности, чем KidZania и занимается. Но рассчитывать на то, что ребенок в таком возрасте может выбрать профессию просто бессмысленно. Осознанный выбор профессии происходит намного позже.
Могу привести очень яркий пример. Моя старшая дочь в возрасте 12-13 лет мечтала стать учителем начальной школы. В этом нет ничего удивительного, многие дети хотят стать учителями начальных классов, потому что они с ними хорошо знакомы, и эти педагоги им нравятся.
Так вот, я организовал для нее двухнедельную практику в начальной школе. Через две недели она с уверенностью заявила, что она ни за что в жизни не будет учительницей, даже если это будет последняя доступная профессия на Земле.
Руководство той школы лишь посочувствовало, что опыт моей дочери был негативным, однако, по моему мнению, это был, возможно, ее самый успешный опыт.
По-моему, это замечательно, что она на себе испытала, что значит быть учителем. И после этого она точно знала, что не хочет преподавать в младшей школе. Я очень рад, что она получила такой опыт.
Насколько велика глубина погружения в профессию в проекте KidZania?
Я бы сказал, что предлагаемые нами «активности» вполне реалистичны. Ребенок может полетать на аэроплане или, выбрав профессию врача, он может симулировать пересадку печени в условиях, которые максимально приближены к реальным.
Или, например, у нас есть своя детская редакция, которая выпускает настоящую газету. Дети здесь сами планируют выпуски, готовят материал, обложки и т.д.
Другими словами, в KidZania ребенок может делать именно то, что он делал бы работая по-настоящему, будучи взрослым. При этом, конечно же, программа для малышей отличается от программы для подростков.
Американский педагог и писатель Алекс Берд сказал про вас: «Если оценивать по критерию педагогического подхода, Гер Граус — это прекрасное сочетание Жан-Жака Руссо и Вилли Вонки». Вы согласны с этим утверждением?
Знаете, я вообще был очень счастлив и горд, когда услышал это сравнение. Думаю, я соглашусь с этим утверждением. Если ты хочешь что-то изменить – ты должен быть новатором с необычными взглядами, как Руссо. При этом твое мнение должно основываться на реальных фактах.
Ну а с Вилли Вонкой я похож тем, что везде беру детей с собой, и это весело.