Найти тему
RusCoinsInfo

Декрет №8 — как развивается криптоэкономика Беларуси

Для того, чтобы страна стала привлекательной для криптобизнеса, должны быть четкие правила. В Беларуси основные моменты регулирования задал «Декрет №8 о развитии цифровой экономики». Согласно ему любые виды криптовалютного бизнеса стали возможны. Некоторые из них напрямую указаны в документе, например, деятельность оператора криптоплатформы, некоторые упоминаются косвенно.

Декрет приняли в декабре прошлого года, 28 марта 2018 он вступил в силу. Волна внимания мировой общественности, резко поднявшись, начала стихать уже летом, когда многие вопросы так и остались открытыми. Так что же произошло за десять месяцев существования Декрета?

Нововведения в криптозаконодательстве

10 октября на блокчейн конференции в Минске выступил Дмитрий Матвеев, один из партнеров юридической фирмы Aleinikov&Partners. Редакция RuscoinsInfo подготовила для читателей перечисленные им нововведения в развитие Декрета.

[caption id="attachment_14915" align="aligncenter" width="850"] Дмитрий Матвеев (Dmitrii Matveev). Партнер в Aleinikov&Partners Law Firm[/caption]
[caption id="attachment_14915" align="aligncenter" width="850"] Дмитрий Матвеев (Dmitrii Matveev). Партнер в Aleinikov&Partners Law Firm[/caption]

Легальная криптовалютная деятельность

Когда писался Декрет, никому не хотелось искусственно сужать виды деятельности, потому что неизвестно, что может появиться еще. Список не закрытый, и в него планируется добавлять виды криптобизнеса.

Кроме Декрета достаточно оперативно были приняты постановления Министерства Финансов по стандартам учета токенов от шестого марта. Это, наверное, первый в мире акт бухгалтерского учета токенов. Как делятся юристы, на тот момент не было никаких мировых подходов к этому регулированию и приходилось изобретать все заново.

Национальный Банк тоже выпустил рекомендации по учитыванию криптовалютных рисков. Сейчас разрабатываются стандарты Парка Высоких Технологий (ПВТ). Уже готово пять документов: три из них касаются криптобизнеса (криптобиржи, криптообменники, операторы ICO), два ー универсальны и выражают требования ко всем трем направлениям, в том числе процедурам AML (борьбы с отмыванием денег).

-3

Регуляция криптобирж и ICO

Основные требования, высказанные в Декрете и сопутствующих документах к криптовалютным площадкам:

  • Хранить около 500 тысяч долларов на белорусских счетах. Это мировой подход: в Японии тоже есть понятие минимального уставного фонда.
  • Платформы должны соответствовать стандартам AML, требовать процедуру KYC и бороться с финансовым терроризмом.
  • Отдельный учет средств криптоплатформы и клиентов.
  • Защита информации о клиентах, меры против возможных атак.
  • Контроль за сделками с токенами: предотвратить манипуляцию цен и использование инсайдерской информации.

Когда разрабатывались правила, приходилось рассматривать мировую практику. Есть уже иски в США о том, что сделки оформляются не по той цене или биржа сама накручивает курс. Декрет призван это предотвратить. Кстати, операторы криптоплатформ могут вводить и свои правила на площадках. Нормативы во многом взяты из рынка Forex. Но естественно, они адаптированы под криптовалютый мир. Например, вот рекомендация:

  • Если количество пользователей у площадки растет, то и количество собственных активов оператора должно расти, чтобы обеспечить стабильность площадки.

Проведение ICO ー еще один бизнес с регуляцией. Очень взвешенно приходится подходить к требованиям, учитывая информацию и опыт мирового рынка. Уже разработаны определенные правила:

  • Должна быть верификация и идентификация клиентов.
  • Смарт-контракты должны быть проверены с технической стороны. Кстати, Беларусь ー первая страна, легализовавшая смарт-контракты на законодательном уровне. Регулятор Швейцарии, например, заявил о том, что юридическая составляющая смарт-контрактов неизвестна.
  • Требования к рекламе размещаемых токенов. Google и Facebook запрещает рекламу, но это не совсем верный подход, как считает Дмитрий Матвеев. Реклама ICO обязана предупреждать о возможной потере средств: например, упадет капитализация токенов, проект не сможет реализовать задумку. Это нужно в первую очередь неквалифицированным инвесторам, у которых нет достаточного опыта и знаний в этой сфере.
  • Договор между субъектами, проводящими ICO.
  • Управление рисками в ICO проекте: если проект не хочет сам этим заниматься, он должен обратиться к оператору ICO и заключить договор на escrow.

[color-box color="green"]Escrow (эскроу-счет) ー деньги от третьей стороны поступают в обмен на выполненные условия соглашения. Такой счет обезопасит инвесторов в случае разорения биржи. [/color-box]

У любого ICO проекта должны быть:

  • квалифицированные сотрудники, отвечающие за безопасность и управление рисками;
  • репутация (собственники и директора не должны быть судимы по экономическим предступлениям);
  • whitepaper (декларация о проекте);
  • поддерживаемая связь с сообществом. Компания должна сообщать обо всех важных изменениях в проекте;
  • управление конфликтами интересов.

Главный вопрос, который интересовал слушателей на конференции: когда же все эти постановления начнут использоваться в полной мере. Ответа на этот вопрос нет, но, возможно, полная правовая база будет принята не позже декабря этого года. Ровно через год после принятия Декрета. 

Как создается криптовалютное законодательство: мнение юристов и криптоэкспертов

Произошел хайп, привлекший внимание иностранных компаний к Беларуси. Это отметили представленные на конференции юридические компании. Зарубежные майнеры и инвесторы хотели бы даже переехать в страну и стать налоговыми резидентами, если было бы принято подробное законодательство.

Некоторые страны интересовались переводом декрета на английский язык, возможно, в качестве основы для своего законодательства. Интерес все еще держится, но уже не так активно. Возможно, это связано с падением рынка как такового.

-4

Однако длительное принятие законов не идет на пользу белорусскому криптосообществу. Островные государства, такие как Мальта, легче относятся к своей репутации и активно завлекают зарубежные компании. Конечно, ICO проекты несут за собой риски инвестициям и отношению к стране мирового сообщества. Никто не хочет санкций против Беларуси или ее попадания в черные списки.

Большой минус ー отсутствие местной криптобиржи. Если вы захотите поменять криптовалюту, вам придется обратиться к иностранным площадкам. К тому же, вывод наличных денег все еще является проблемным и пока не определен законом.

Вопросов до сих пор много, и пока непонятно, у кого их спрашивать. На конференции была высказана мысль о том, чтобы назначить кого-то конкретного ответственным за продвижение декрета. Пока этого человека нет.

Из плюсов можно отметить высокую грамотность населения в отношении блокчейна. Однако не хватает человеческого ресурса, а именно экспертов: технических специалистов, юристов, преподавателей. Из-за этого проработка и принятие Декрета идет очень медленно.

Первый шаг уже сделан. В ПВТ вступили или ожидают вступления различные блокчейн-компании. Как только итоговые правки будут приняты, Беларусь сможет предложить выгодные условия для развития криптобизнеса.

Хочешь получать самые свежие и актуальные новости о криптовалютах в Telegram? Тогда подписывайся на наш официальный канал → https://t.me/ruscoinsinfo

Источник статьи