Саксофонист, народный артист России Игорь Бутман рассказал в интервью Городу+, где в Петербурге можно услышать самый качественный джаз, как молодые музыканты могут заявить о себе и почему российский джаз горячее американского.
Новый выпуск программы «Главный+» смотрите на нашем сайте или Youtube-канале.
- Игорь, 16 – 17 ноября в кинотеатре «Аврора» в рамках VII Санкт-Петербургского культурного форума пройдет второй международный форум-фест Jazz Across Borders. Что это за событие и зачем оно нужно?
- Это огромная история, которая началась в прошлом году. Мы собрали множество прекрасных музыкантов из разных стран и известнейших промоутеров, продюсеров, менеджеров, чтобы показать наш международный уровень джаза. Пригласили их на культурный форум, чтобы они могли дальше развиваться, доказывать, что джазовая музыка в России имеет такое же значение, как и академическая музыка, балет, другие искусства, которые поддерживаются государством и вообще интересны людям. Для этого нам нужно показать себя. И вот поэтому мы устроили Jazz Across Borders, который, в общем-то, похож на крупнейшие мировые форумы. Тот, который проходит в Бремене в апреле, называется Jazzahead. За десять лет он стал очень серьезной площадкой для того, чтобы показать себя, показать свою джазовую продукцию. Еще одно такое событие проводится в Нью-Йорке в январе. Поэтому мы выбрали время между ними, оно совпало с культурным форумом в Петербурге. В прошлом году зарегистрировалось больше тысячи участников, заявки подали сто коллективов. Было очень сложно отбирать – это были и уважаемые коллективы, и молодые таланты. После форум-феста наши музыканты получили приглашения на фестивали и в Канаду, и в Португалию, и в Америку, и в Индонезию, и в Японию, и в Европу. Так что то, что мы намечали, мы выполнили на сто процентов. В этом году мы хотим выполнить на 120 процентов, поэтому пригласили очень серьезных и интересных людей, менеджеров со всего мира. Например, основателя и владельца сети джазовых клубов BlueNote, который посмотрит на наши коллективы и скажет: «Я хочу взять вот эту группу к себе и провести через все «Блю Ноты» по всему миру».
- По сути, вы открываете мир для молодых джазовых исполнителей?
- В общем, да. Не только для молодых, но и вообще для российского джаза. Среди них есть и молодые, и ветераны, которые еще вполне строю и великолепно играют. И мир заслуживает того, чтобы услышать их.
- Российский джаз чем-то отличается от американских стандартов?
- Мне кажется, мы играем с большей страстью. Мы еще, как говорится, не наелись. Американские музыканты – великолепные технически, у них тоже, конечно, есть страсть. Говорить, что они плохо играют, было бы неправдой. Но мы еще хотим что-то доказать миру. У нас получается, у нас есть своя аудитория, которая нас принимает так же, как американцев. На всех фестивалях в России и не только мы выступаем бок о бок с нашими американскими коллегами. И наших музыкантов всегда принимают не хуже. Не потому, что они «наши», не из вежливости, а потому, что действительно нравится. Мы видим, что наши артисты играют на международном уровне. Надо это показывать. Мы должны всему миру доказать.
- В форум-фесте пять секций, одна из них конференция. Что будет на ней происходить?
- Мы обсуждаем проблемы джаза. Что нам нужно, чего не хватает, над чем мы должны работать, куда мы должны стремиться. Тот, кто успешен, должен поделиться секретом своего успеха: что он сделал, о чем он думал во время того, как он, допустим, написал какую-то музыку – чисто профессионально. Или, например, какая идея пришла к человеку, когда он сделал определенное движение – и у него получилось, он стал знаменитым. На какое радио он принес свою запись, кого он знает из поклонников джаза среди сильных мира сего, и так далее.
- А о чем вы думали, когда написали свои лучшие вещи?
- Честно говоря, ни о чем не думал. Я просто наигрывал на рояле. Некоторые композиции я написал для класса композиции в Беркли. Я не думал о том, какое гениальное произведение я пишу. Была поставлена определенная задача: написать определенную мелодию на определенную гармонию или ритм. Я был абсолютно свободен от тщеславных и честолюбивых мыслей. Надо было срочно написать какую-то вещь – я за пять минут написал композицию, которую назвал French Connection и которую впоследствии Гровер Вашингтон взял себе на альбом. Поскольку очень популярный саксофонист был, альбом продался очень хорошо, и я заработал на своей композиции достаточно большие деньги в Америке.
- Заработать на джазе в Америке – это показатель класса.
- Абсолютно с вами согласен. Но показатель класса – и заработать на джазе в России. Сейчас джаз стал более востребован, им интересуются, больше появилось звезд, которых приглашают выступать не только на концерты, но и на корпоративные мероприятия. На которые могли позвать Филиппа Киркорова. Но зовут, допустим, Давида Голощекина.
- Как вы считаете, с чем связана растущая популярность джаза?
- Она связана, во-первых, с тем, что стало больше хороших джазовых музыкантов. Соответственно, появились джаз-клубы. Не было джазовых музыкантов – не было джаз-клубов. Филармонические концерты стали проходить с джазом. Стали приезжать наши коллеги. И люди открыли для себя джазовую музыку, потому что они услышали лучшие ее примеры. Все-таки было время, когда джаз был самой популярной музыкой. Потом где-то усложнился уровень, где-то появилась музыка, которая приняла эстафету: рок-музыка, поп-музыка. Сейчас джаз на таком уровне, что его уже сравнивают с классической музыкой. Это уже на самом деле классика. Если столько времени прошло, и все помнят знаменитые песни величайших джазовых артистов – значит, они уже стали классикой.
- В рамках форум-феста пройдут шоу-кейсы, а потом все это завершится гала-концертом в Мариинском дворце. Что собой представляют шоу-кейсы?
- Это небольшие, на 30-40 минут, выступления музыкального коллектива, на которых присутствуют как зрители, участники форум-феста, так и специалисты из разных стран. Это не жюри. Конечно, каждый музыкант должен сделать все возможное, чтобы к нему на шоу-кейс пришли специалисты шоу-бизнеса, чтобы его увидели. Они выступают и играют свою лучшую программу. Это такой маленький концерт. А промоутеры, продюсеры, директоры концертных залов, джазовых центров, филармоний отсматривают выступления, делают заметки и потом знакомятся с артистами, берут их карточки и говорят: «Нам этот артист подходит!». И его приглашают на гастроли. Когда мы отыграли в Америке такой шоу-кейс в 12-м году, в 14-м у нас уже был тур на 14 городов. Для нас, конечно, это было очень престижно и важно. Я решил, что такой форум-фест должен проходить и в России.
- А что является, условно говоря, критериями качества для джазового исполнителя? Как можно измерять музыку?
- Самое простое: нравится – не нравится, увлекло – не увлекло, поразило – не поразило, вызвало какие-то эмоции или нет. Если тебе не нравится, тебе все равно, играет человек ре-бемоль-мажор на до-минор или не играет. Все зависит от твоих личных впечатлений. Вот я, допустим, специалист. У меня 11 фестивалей, мне надо пригласить артистов. Молодых, немолодых, интересных для публики. Я смотрю. Вышли ребята, хорошо одетые, великолепно подготовленная программа, не по листочкам разбросанным музыка, они готовы, они играют наизусть, хорошо объявляют свои песни, презентуют, есть разнообразие: быстрые, медленные, латиноамериканские джазы, стандартные, блюз, не блюз. Они сыграли – я по этим 3-4 вещам понял их уровень и понял, что они меня заинтересовали. Мы ставим их на заметку, подходим и говорим: «Мы хотим вас пригласить». Если это молодые музыканты, часто приглашаем их на будущие джазы. Если эти музыканты не подходят под молодых, допустим, 35 лет, то мы уже приглашаем их на фестивали в Сочи, Москву, Саранск, Ригу, Петербург, Сколково. Мы всех смотрим. Приглашаем и больших звезд, чтобы поднять престиж и уровень наших фестивалей, и даем возможность молодым, которые через какое-то время обязательно станут звездами – судя по нашим оценкам.
- Как автор идеи, вдохновитель и руководитель фестиваля, какие вы ставите перед ним задачи?
- Задача, чтобы и меня, и наш оркестр, и моих коллег, которые выступают, пригласили. Чтобы они стали международными артистами. На культурный форум приезжают все специалисты. Поэтому мы всем показываем себя. Чем больше люди, которые участвовали в наших шоу-кейсах, получили концертов, чем больше мы набрали связей, веса, уважения – тем лучше мы выполнили задачу.
- Получается?
- Получается. Джаз звучит все больше и больше. И открываются учебные заведения, и проявляется интерес. Во всех городах России можно увидеть интересную, разнообразную джазовую жизнь. От Сахалина, где у нас японо-российский джазовый фестиваль, до Калиниграда.
- В чем вы видите будущее джаза?
- Будущее зависит от нас и от тех молодых музыкантов, которые к нам приходят. В моем оркестре играют два уникальных таланта, одного из которых зовут Олег Аккуратов. Вчера он был в Америке, сейчас он летит в Португалию. Олег Аккуратов – блестящий пианист, вокалист. И джазовый, и классический. Я считаю, что это одно из открытий этого времени. Через какое-то время мы получим мировую звезду, на которую все будут молиться. Мы, в первую очередь и, конечно, весь музыкальный мир. Еще гитарист – Евгений Побожий, тоже уникальный талант. Не перестаешь удивляться, когда он играет некоторые вещи.
- А вас можно удивить джазом?
- Конечно. Меня можно удивить чем угодно. Особенно если его включить в каком-нибудь неожиданном месте – можно удивить.
- Игорь Михайлович, в городе в последние годы взят курс на популяризацию классической музыки. Появляются мероприятия «Классика на Дворцовой», «Опера всем». С джазовыми концертами такое развитие видите?
- Видим, обязательно. Мы берем с них пример. Для меня тот же Валерий Абисалович Гергиев – потрясающий пример пропагандиста высокого искусства. Стараюсь быть похожим на него, в хорошем смысле. Поэтому наш гала-концерт и проходит в Мариинском театре. Я благодарен Валерию Абисаловичу за то, что он пошел навстречу и дал нам возможность там выступить. День джаза опять же прошел в Мариинке-2. Тоже Валерию Абисаловичу огромное спасибо за то, что один из лучших залов мира принимал такое событие, которое потом показывалось на весь мир. Так что, конечно, мы собираемся это делать – джаз и на площади, и за площадью, и на улице. Вот 30 апреля, в День джаза где только джаз не звучал. Из самовара в Туле, по-моему, звучал. В «джазовом трамвае» мы встречали и провожали пассажиров на Московском вокзале, звучали на улицах, около Адмиралтейства. Был дождик, но люди стояли и слушали. И все было идеально.
Новый выпуск программы «Главный+» смотрите на нашем сайте или Youtube-канале.
Текст и фото: Город+.