Найти тему
SALT.ZONE

В России жестоко подавляется свобода слова: выводы доклада международного ПЕН-центра

Оглавление

Правозащитники проследили за ужесточением российского законодательства в последние годы

На днях был представлен доклад «Жестокое подавление свободы слова в России 2012−2018 гг», подготовленный международным ПЕН-центром, ПЭН-Москвы и Санкт-Петербургским ПЕН-центром. Правозащитники проанализировали, насколько ужесточилось российское законодательство за последние годы и как это повлияло на журналистику, онлайн-сферу, литературу и театр. Авторы доклада опирались на отчеты правозащитных организаций, новостные выпуски ТВ и информацию из общедоступных источников. Публикуем саммари с основными выводами.

__________________________________________________________________________________________

Ухудшение климата: репрессивные законы

Законы, принятые после возвращения Владимира Путина на должность президента в 2012 году, значительно усилили контроль российских властей за распространением информации в интернете и офлайн. Расплывчатые формулировки дают возможность цензурировать или вовсе блокировать неугодные сайты, а также ограничивают возможность публично обсуждать неудобные вопросы. Авторы исследования считают, что ужесточение законодательства обусловлено в том числе внешней политикой России — ее ролью в военных конфликтах в Сирии и Украине.

Правозащитники насчитали 15 репрессивных законов, введенных в период с 2012 по 2018 г.

Создание «черного списка» сайтов (2012 год)

Статья 15 Федерального закона № 149-ФЗ привела к созданию «черного списка», который находится в ведении Роскомнадзора. Закон позволяет блокировать сайты до получения судебного решения и обязывает интернет-провайдеров немедленно ограничить пользователям доступ к порталам, попавшим в перечень. По состоянию на июль 2018 года заблокировано более 100 тысяч сайтов и более четырех миллионов веб-страниц.

Запрет «гей-пропаганды» (2013 год)

Федеральный закон № 135-ФЗ вводился с целью «защитить несовершеннолетних от пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений». ЕСПЧ постановил, что данный закон нарушает статью 10 (свобода выражения мнений) и статью 14 (запрет дискриминации) Европейской конвенции по правам человека. Тем не менее в России продолжается стигматизация, поощрение гомофобии и дискриминации в отношении ЛГБТ под предлогом защиты детей от «вредной для их развития информации».

Криминализация оскорбления чувств верующих (2013 год)

В России существует уголовная ответственность за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Провинившимся грозят крупные штрафы или тюремное заключение сроком до трех лет. При этом части 1 и 2 статьи 148 не дают определения «чувств верующих» или того, что расценивается как их оскорбление. За пять лет эта статья применялась по меньшей мере 17 раз и в 15 случаях было назначено условное наказание.

Блогер Руслан Соколовский, осужденный за оскорбление чувств верующих. Фото: yourube.com
Блогер Руслан Соколовский, осужденный за оскорбление чувств верующих. Фото: yourube.com

«Закон Лугового» (2013 год)

«Закон Лугового» позволяет блокировать интернет-ресурсы, которые распространяют призывы к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности или участию в несанкционированных массовых мероприятиях. Причем с разрешения генпрокурора или его зама это можно делать в досудебном порядке. Внесенные в 2017 году в закон изменения также дают право блокировать доступ к любому ресурсу иностранной или международной НПО, обозначенной как «нежелательная».

Призывы к сепаратизму (2013 год)

Статья 280.1 УК предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком до пяти лет за «публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации». Большая часть обвинительных приговоров была вынесена за посты или комментарии в интернете.

«Закон о блогерах» (2014 год)

«Закон о блогерах» требовал, чтобы российские популярные пользователи, чья ежедневная аудитория превышает три тысячи уникальных посетителей, регистрировались в Роскомнадзоре. После этого на них ложились те же обязанности, что и на СМИ, но без соответствующих привилегий и защиты. Закон фактически отменен с августа 2017 года.

Закон о реабилитации нацизма (2014 год)

Статья 354.1 УК РФ предусматривает наказание не только за реабилитацию нацизма, но и за «распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны» и «осквернение символов воинской славы». Из-за неопределенности формулировок под статью могут попасть работники архивов, музейные кураторы и историки с иной точкой зрения на события тех лет.

Ограничения иностранных инвестиций и доли участия в СМИ (2014 год)

Российская власть ограничила для иностранцев возможность владеть российскими СМИ и стигматизировала действующие в стране филиалы зарубежных средств массовой информации, объявив их «инагентами». Долю допустимого иностранного участия сократили с 50% до 20%. Кроме того, все СМИ обязали отчитываться в Роскомнадзор о любом финансировании из «международных источников». Федеральный закон № 327-ФЗ позволил наложить клеймо «инагента» не только на СМИ, зарегистрированные за рубежом, но и на те, что получают деньги из-за границы.

Закон о хранении данных (2015 год)

Федеральный закон № 242-ФЗ требует, чтобы персональные данные российских граждан хранились на серверах, расположенных в России. Он дает правоохранителям доступ к конфиденциальным и хранимым в сети данным о гражданах, а также затрудняет деятельность международных компаний.

Закон, регулирующий деятельность новостных агрегаторов (2016 год)

Новые ограничения на доступ к онлайн-контенту ввел Федеральный закон № 208-ФЗ. Новостные агрегаторы, в том числе поисковые системы с ежедневным числом пользователей более миллиона, должны проверять «общественно значимую» информацию до ее распространения и нести ответственность за ее достоверность. В случае оспаривания властями достоверности новости, она должна быть удалена в течение 24 часов.

Законы о борьбе с терроризмом (2016 год)

В рамках борьбы с терроризмом был принят так называемый «пакет Яровой», включающий два федеральных закона. Они ужесточают наказание за «публичное оправдание терроризма», предполагают санкции за недонесение на правонарушителя, а также обязывают поставщиков связи хранить информацию о звонках и сообщениях пользователей как минимум в течение полугода.

Митинг против «пакета Яровой» в Москве 9 августа 2016 года. Фото: svoboda.org
Митинг против «пакета Яровой» в Москве 9 августа 2016 года. Фото: svoboda.org

Изменение в избирательном законодательстве, связанные с работой СМИ (2016 год)

Изменения в избирательном законодательстве заметно ограничили гражданам доступ к информации о предвыборной кампании. Кроме того, находиться в помещении избиркомов в качестве независимых наблюдателей и проводить мониторинг подсчета голосов разрешили только журналистам, имеющим аккредитацию. При этом получить аккредитацию непросто, а для проведения фото- и видеосъемки необходимо уведомить об этом председателя комиссии.

Законодательство, запрещающее VPN и контролирующее мессенджеры (2017 год)

В 2017 году Владимир Путин подписал два закона, нарушающие право пользователей на анонимное выражение мнений. Федеральный закон № 241-ФЗ требует, чтобы «онлайн-приложения для переписки» идентифицировали пользователей по номерам их мобильных телефонов. А Федеральный закон № 276-ФЗ запрещает предоставлять доступ к заблокированным в России сайтам через VPN и анонимайзеры, а также позволяет блокировать сайты, объясняющие как использовать такие сервисы.

Расширение статуса СМИ-«инагентов» (2018 год)

Еще одним тревожным звонком стало одобрение Госдумой в первом чтении законопроекта, который позволит присваивать статус «иностранного агента» любому, кто создает материалы для СМИ-«инагентов». А СМИ-«инагентам» необходимо будет образовать юридическое лицо для продолжения деятельности в России.

Законопроекты о регулировании соцсетей и об информации, которая «может привести к международным санкциям» (2018 год)

В первом чтении был принят законопроект, обязующий соцсети в течение 24 часов удалять информацию, которая нарушает российское законодательство.

Кроме того, он обязывает владельцев ресурсов идентифицировать пользователей по номерам телефонов, что исключает анонимность.

В мае депутаты одобрили предложение уголовно наказывать за передачу информации или предоставление рекомендаций, которые привели или могли привести к введению международных санкций.

__________________________________________________________________________________________

Свобода слова в СМИ под угрозой

Большинство СМИ в России принадлежат государству или людям, тесно связанным с властью. Независимые СМИ чаще всего вынуждены транслировать информацию только в интернете. Сотрудники таких изданий, как правило, занимаются не просто освещением событий, но и расследованием коррупционных скандалов или нарушений прав граждан. Некоторые журналисты из-за своей деятельности сталкиваются с угрозами, а порой и с реальным физическим насилием. Зачастую российские власти не реагируют на такие инциденты, создавая тем самым благоприятную атмосферу для атакующих.

По данным Комитета защиты прав журналистов, в России с 1992 по 2018 год убиты 58 работников СМИ, 33 убийства остались полностью или частично безнаказанными. Реальные данные могут быть куда страшнее: директор службы мониторинга Фонда защиты гласности Борис Тимошенко заявил о 220 погибших (в их число входят и те, кто умер в командировках, при крушении самолетов и ДТП). Правоохранительные органы не заводят уголовные дела по факту смерти журналиста, считая причиной трагедии бытовое насилие, самоубийство или несчастный случай.

(cлева направо и сверху вниз) Дмитрий Холодов, Владислав Листьев, Анна Политковская, Анастасия Бабурова
(cлева направо и сверху вниз) Дмитрий Холодов, Владислав Листьев, Анна Политковская, Анастасия Бабурова

Журналистов и блогеров за их критические взгляды наказывают в рамках действующего законодательства. Бывает, что за посты о чиновниках следует штраф или тюремный срок — по статье «клевета». В 2017 году было зафиксировано 411 случаев уголовного преследования блогеров. Некоторые журналисты были заключены под стражу по политически мотивированным обвинениям. Например, за освещение несогласованных акций или даже за публикацию анонса о том, где и когда они пройдут.

Сотрудники независимых СМИ не могут быть уверены в сохранности своих личных данных — зафиксированы неоднократные хакерские атаки (предположительно, со стороны спецслужб) на электронную почту и аккаунты журналистов в соцсетях.

Роскомнадзор тоже вносит свою лепту в борьбу с «инакомыслием» в сети, например, блокируя известные порталы оппозиционного политика Гарри Каспарова или сайт для ЛГБТ-подростков «Дети-404».

Большое давление на себе испытывают СМИ Крыма — после его аннексии Россией в 2014 году. Из более чем трех тысяч изданий и порталов, действовавших на полуострове до 2015 года, осталось только 250.

____________________________________________________________________________________________

Удушение свободы творчества в театре, кино и литературе

Творческая сфера в России также находится под пристальным вниманием. Библиотеки наказывают за хранение «экстремистских материалов», молодежи ограничивают доступ к литературе под видом защиты от вредной информации, а режиссеры подвергаются преследованию.

«Экстремистский список» Роскомнадзора включает в себя около 4,4 тысяч материалов, многие из которых аналитический центр «Сова» считает «безвредными» и «необоснованно запрещенными». Тем не менее библиотекам приходится следить за обновлениями в списке и регулярно проверять свои хранилища.

Литература (а также аудио- и видеоматериалы) для детей, согласно закону, должна быть промаркирована по возрастным категориям, чтобы предупредить о содержании информации, которая может «вызвать страх, ужас или панику». По мнению российских правозащитников, государство использует этот закон как «дамоклов меч для острастки тех, кто занимается изданием, распространением и продажей книг». Более того, законодательная норма поощряет доносы, которые становятся причиной проверок детских библиотек.

В 2009 году была создана Комиссия при президенте по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Однако перечня того, что входит в официальную историю страны, до сих пор не существует. Это дает правоохранителям возможность решать, что является фальсификацией истории, ставя библиотекарей и авторов книг в положение оправдывающихся.

Театральные режиссеры вынуждены работать с оглядкой на так называемые «традиционные ценности». Это ставит под угрозу экспериментальные постановки и ведет к экономическим издержкам. Деятельность российских кинорежиссеров порой невозможна без финансирования от Минкульта, но чтобы получить деньги, в сценарии фильма не должно быть критики властей и чувствительных социальных вопросов. Следствием этой политики является укрепление самоцензуры и конформизма в сознании кинематографистов, особенно молодых.

Летом президент Владимир Путин подписал закон, регулирующий работу кинофестивалей и ставящий под угрозу их проведение.

-5

Рекомендации

Международный ПЕН-центр, ПЭН-Москва и Санкт-Петербургский ПЕН-центр призывают российские власти:

  • Внести поправки в расплывчато и чрезмерно общо сформулированное законодательство о борьбе с экстремизмом и терроризмом;
  • Исключить Статью 148 части 1 и 2 Уголовного Кодекса об «оскорблении чувств верующих»;
  • Отменить уголовную ответственность за клевету;
  • Гарантировать право пользователей интернета на анонимные публикации и просмотр: любые ограничения анонимности в интернете должны применяться исключительно по судебному решению;
  • Обеспечить свободное распространение информации и реформировать законодательство для предотвращения произвольных и/или политически мотивированных блокировок веб-сайтов;
  • Аннулировать закон о «гей-пропаганде»;
  • Обеспечить реализацию прав НПО на свободное выражение мнений и создание организаций, аннулировав закон о «нежелательных организациях»;
  • Прекратить политически мотивированные преследования интернет-пользователей, в том числе под предлогом борьбы с экстремизмом, сепаратизмом и оскорблениями.

Кроме того, правозащитники рекомендуют властям воздержаться от стигматизации независимых СМИ и защитить журналистов от угроз, ведя в том числе публичные дискуссии о недопустимости таких действий. Освободить тех, кто находится под стражей по политически мотивированным обвинениям, а также создать среду для свободного самовыражения.

__________________________________________________________________________________________

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ:

С полным текстом доклада можно ознакомиться по ссылке.

Больше материалов на SALT.ZONE