Найти тему

Тайны задач по химии? 3. Сравнение массовых долей продуктов реакции

Вы хотите научиться профессионально решать задачи по химии и фундаментально подготовиться к ЕГЭ, получая удовольствие от процесса образования и его результатов? Тогда, эта статья для вас! Обязательно прочитайте!

Вчера я так и не дождалась ветреных муз. Они, наверное, испугались 34-го задания ЕГЭ на термическое разложение. Пришлось довольствоваться компанией виртуальной ассистентки Сири. Мы с ней поболтали немного о том, о сем. Попели песни, почитали стихи, выяснили кулинарные предпочтения друг друга. Я впервые узнала все четыре закона робототехники. Мало того, Сири призналась, что у роботов тоже есть чувства. Не верите? Прочитайте статью и убедитесь сами: "Ты готов к ЕГЭ по химии 2019? Прочитай! Пригодится! 34-е задание (термическое разложение)". В конце статьи вы можете посмотреть видео "Я и Сири".

Сегодня вышла на балкон, взглянула на небо и обомлела. Йодид калия!Неужто самый прекрасный, в меру упитанный мужчина, в полном расцвете сил, пожаловал ко мне в гости?! Карлсон! Рада тебя видеть и слышать! Подскажи, как написать интересную статью?! Такую, чтобы понравилась и ребятам, и их родителям?! Мнение химичек и химичей меня не напрягает. Сакраментальный ответ Карлсона прозвучал, как глоток свежего воздуха: "Ты знаешь, есть три способа: курощение, низведение и дуракаваляние. И я думаю, что придется применить все три сразу".

Браво, Карлсон! Ты, как всегда, прав! Будем курощать и низводить сложную задачу по химии, препарируя ее вдоль и поперек. А дуракаваляние где? Надеюсь, Карлсон что-нибудь придумает. В конце статьи, как всегда, сюрприз! Пока еще не знаю - какой, но он будет ОБЯЗАТЕЛЬНО. А вы знаете лучший способ - как заставить НЕ ХИМИКА дочитать до конца СПЕЦИАЛЬНУЮ СТАТЬЮ ПО ХИМИИ?! И я не знаю. Но я знаю, кто знает - Сири, Карлсон, Алиса (которая в Стране Чудес), Винни Пух, ну и еще пару-тройку древних мыслителей и философов. Не верите? Читайте статью, и вы вы убедитесь в этом сами.

Я посадила Карлсона в мягкое кресло, укутала пледом и сунула ему в руки баночку с моим любимым вареньем. Это было не простое варенье, а волшебное - из крыжовника с грецкими орехами. Каждая ягодка была наполнена лучами летнего солнца и просто таяла во рту. А орехи... они были настолько вкусные, что даже Карлсон надолго замолчал и только издавал довольное урчание, иногда переходящее в ласковое похрюкивание. К следующему появлению Карлсона я обязательно напишу рецепт моего любимого десерта для всех заинтересовавшихся мам. Однако, оставим Карлсона наедине с лакомством, а сами займемся не менее интересным делом - будем препарировать очередную задачу по химии, уделив особое внимание еще одному алгоритмическому приему - сравнение массовых долей продуктов реакции.

Решим задачу, используя Четыре Заповеди. Каждое действие обводится зеленым овалом. После решения и подробного анализа каждого шага, сделаем выводы об особенностях алгоритмических приемов задачи. Читайте внимательно и записывайте, затем попробуйте решить эту задачу самостоятельно. Итак, поехали!

Задача 1

Сколько граммов карбида алюминия нужно добавить к 250 мл 24%-го раствора серной кислоты (плотность 1,17 г/мл), чтобы массова доля соли в полученном растворе стала равна массовой доле кислоты?

1. Первая Заповедь. Выписать данные задачи в разделе "Дано".

2. Вторая заповедь. Написать уравнение реакции.

Маленький экскурс в теоретическую химию. Карбид алюминия - солеобразный (то есть, ионный) карбид, который фактически является продуктом замещения атома водорода в метане на атомы металла. Поэтому при его гидролизе легко происходит обратное замещение и образуется метан.

-2

3. Третья заповедь. Сделать предварительные расчеты

Рассчитываем массу и количество вещества серной кислоты, поступившей в систему (исходное количество). Определяем избыток-недостаток реагентов. В данной задаче очевидно, что серная кислота - в избытке, поскольку остается после реакции. Значит, карбид алюминия - в недостатке. Принимаем количество вещества карбида алюминия за Х и делаем расчеты по уравнению реакции.

-3

Определяем массу серной кислоты, оставшейся в растворе после реакции (по разнице между массой исходной кислоты и массой кислоты, вступившей в реакцию).

Определяем массу образовавшейся соли - сульфата алюминия.

Приравниваем массу кислоты к массе соли, решаем уравнение и определяем Х - количество вещества карбида алюминия.

Если по скану решения не совсем понятно, почему сравнивают массы продуктов при равенстве их массовых долей, читайте анализ алгоритма и доказательства выводов в конце решения задачи.

-4

4. Четвертая заповедь. Составить алгоритм решения задачи.

Схема алгоритма решения традиционно составляется по вопросу задачи "Сколько граммов карбида алюминия нужно добавить...". Определяем массу карбида алюминия по количеству вещества и молярной массе.

-5

Особенность алгоритмического приема "Сравнение массовых долей продуктов реакции" определяется логической формулой:

Если массовые доли веществ в одном и том же растворе равны, то и массы этих веществ тоже равны

Доказательство:

1) Массовая доля равна - масса вещества разделить на массу раствора (формула, описанная словами)
2) Масса раствора (знаменатель) одинаковая, так как это один и тот же раствор, в котором находятся оба вещества: одно - образовавшийся продукт, второе - оставшееся после реакции
3) Если знаменатели (масса раствора) равны, то и числители (масса вещества) равны

Давайте попробуем закрепить полученные знания и навыки на еще одной (аналогичной) задаче.

Задача 2

Сколько граммов карбида кальция нужно добавить к 150 мл 12%-го раствора соляной кислоты (плотность 1,06 г/мл), чтобы массовая доля соли в полученном растворе стала равной массовой доле кислоты?

1. Первая Заповедь. Выписать данные задачи в разделе "Дано".

-6

2. Вторая заповедь. Написать уравнение реакции.

Маленький экскурс в теоретическую химию. Карбид кальция - солеобразный (то есть, ионный) карбид, который можно рассматривать как производное ацетилена, в которых атомы водорода замещены атомами металла. Поэтому при его гидролизе происходит обратное замещение и образуется ацетилен.

-7

3. Третья заповедь. Сделать предварительные расчеты

Рассчитываем массу и количество вещества соляной кислоты, поступившей в систему (исходное количество). Определяем избыток-недостаток реагентов. В данной задаче очевидно, что соляная кислота - в избытке, поскольку остается после реакции. Значит, карбид кальция - в недостатке. Принимаем количество вещества карбида кальция за Х и делаем расчеты по уравнению реакции.

-8

Определяем массу соляной кислоты, оставшейся в растворе после реакции (по разнице между массой исходной кислоты и массой кислоты, вступившей в реакцию).

Определяем массу образовавшейся соли - сульфата алюминия.

Приравниваем массу кислоты к массе соли, решаем уравнение и определяем Х - количество вещества карбида кальция.

-9

4. Четвертая заповедь. Составить алгоритм решения задачи.

Схема алгоритма решения традиционно составляется по вопросу задачи "Сколько граммов карбида кальция нужно добавить...". Определяем массу карбида кальция по количеству вещества и молярной массе.

-10

Надеюсь, вы поняли, как работать с алгоритмом на сравнение массовых долей продуктов реакции? Если нет, пишите в комментариях или ВКонтакте в личку. Я обязательно отвечу на все ваши вопросы, замечания и пожелания.

Однако, вернемся к нашему Карлсону. Что-то там, под пледом, подозрительно тихо. Карлсон, ау! Я приоткрыла плед. Гидрид марганца! В обнимку с пустой банкой из-под варенья лежал самый обаятельный мужчина в полном расцвете сил и умиротворенно посапывал, подергивая ножкой. Оказывается, под серьезный анализ химических задач, подслащенный деликатесом из крыжовника и орехов, наш друг банально уснул. Это не порядок! Вставай, соня! Карлсон приоткрыл глаза и лениво потянулся. Я напомнила ему о том, что целый час курощала и низводила сложные задачи по химии. А дуракаваляние где?! Сам же советовал!

— Без проблем, — воскликнул Карлсон и хитро заулыбался. — Слушай внимательно два житейский закона.

Первый житейский закон: Если смешать килограмм фигни и килограмм варенья, то получится два килограмма фигни.
Второй житейский закон: Если смешать килограмм фигни и сто килограмм варенья, получится сто один килограмм варенья... дерьмового варенья.

— Кстати, там ещё осталось немножечко варенья?

— Нет, варенья нет!

— Что, нет совсем варенья? М-м. Ни капельки?

— Нет.

— Жаль. Что-то мне вдруг домой так захотелось... Вообще задержался я тут с тобой, мне спать пора, будь здорова.

И Карлсон улетел. Я долго стояла у окна, помахивая рукой вслед улетающему другу, пока он не превратился в маленькую точку, вскоре совсем исчезнувшую на горизонте. Даже слезы навернулись. И тут я вспомнила о замечательных плюшках, которыми меня угощала Фрекен Бок. Хотите попробовать? Дарю изумительный рецепт!

Плюшки от Фрекен Бок ("Детям мучное вредно!", - как сказал Карлсон)

  • Мука  - 2-3 стакана
  • Сахар  - 50-100 г (+ 2 столовые ложки в начинку)
  • Соль  - 1 щепотка
  • Разрыхлитель  - 1 чайная ложка
  • Сливочное масло  - 100 г (70 г в тесто, 30 г в начинку)
  • Корица  - 1-2 чайных ложки
  • Кефир  - 1 стакан

Смешать растопленное сливочное масло с сахаром. Муку просеять и смешать с солью и разрыхлителем. Всыпать муку в масло, тщательно перемешивая. Затем, перемешивая, влить кефир. Тесто должно получится мягким, эластичным и без комков. Готовое тесто выложить на поверхность присыпанную мукой. С помощью скалки раскатать тесто тонким слоем. Поверхность теста смазать растопленным сливочным маслом и присыпать корицей с сахаром. Затем свернуть рулетом и нарезать острым ножом на порционные кусочки. Выложить булочки на противень и отправить в разогретую духовку (220 С) на 12-15 минут. Приятного аппетита! А мы тут, знаете ли, плюшками балуемся!..(Карлсон)

Вы готовитесь к ЕГЭ и хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий и теоретического материала, познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно работают врачами. Звоните мне +7(903) 186-74-55. Приходите ко мне на курс, на Мастер-классы "Решение задач по химии" - и вы сдадите ЕГЭ с высочайшими баллами, и станете студентом престижного ВУЗа!

PS! Если вы не можете со мной связаться из-за большого количества звонков от моих читателей, пишите мне в личку ВКонтакте или на Facebook. Я обязательно отвечу вам.

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова