Найти тему
2107 классика

В чем секрет успеха "Жужика"

Если сравнивать с мотоциклами, то эта машинка имела просто «космический» комфорт. Цена же 965-го «Запорожца» была вполне приемлема. Все эти факторы стали причиной огромной популярности микролитражки, выпуск которой стартовал в 1960 году.

Заз-965 небесно-голубого цвета
Заз-965 небесно-голубого цвета

Двигатель МЕМЗ, расположенный сзади, имел четыре цилиндра размещенные в два ряда. Такая компоновка сокращала габаритную длину силового агрегата и позволяла оставить больше места для пассажиров. Простая конструкция мотора с воздушным охлаждением, агрегатированного с трансмиссией в один блок, давала возможность легко его снять и отремонтировать. Снять и перебрать мотор, при определенной сноровке, можно было даже в одиночку. Просто отсоединяли полуоси, клали под мотор доски, «спускали» оба задних колеса, отворачивали крепления мотора, накачивали колеса и скатывали машину с двигателя. Он оставался на месте доступный для ремонта. А отремонтировав силовой агрегат, можно было тем же способом легко поставить его на место.

Машина легко ремонтировалась прямо на дороге
Машина легко ремонтировалась прямо на дороге

Конечно же, мотор оказался слабым и ненадежным, и в 1963 году его модернизировали. Мощность увеличили до 27 сил, увеличив рабочий объем. Модель автомобиля получила индекс «965 А» и в таком виде выпускалась до 1969 года.

Этот автомобиль самый первый в СССР по-настоящему массовый. Именно с него автолюбителей в стране стало много, начал набирать обороты автотуризм. «Запорожец» улучшали, дорабатывали как могли, постоянно писал о нем журнал «За рулем». Получается, что благодаря своему несовершенству, автомобиль приобщил к технике огромное количество советских граждан. Он дал почувствовать свободу передвижения, дал личное пространство и еще много чего такого, что может дать только личный автомобиль.

Несмотря на все свой недостатки, машина видится нам такой же «солнечной», как и сами ушедшие шестидесятые.