Найти тему
Путь писателя

О чём поют бестселлеры Галины Юзефович

В пятничном обзоре одна из наших подписчиц, Ирина Яхина, рассказывает о прочитанной книжке “О чем говорят бестселлеры. Как всё устроено в книжном мире” известного российского критика и книжного обозревателя Галины Юзефович.

Признаюсь сразу, что ожидала от книги большего. В этом вина разумного маркетинга и названия. Хотя и знаешь, что не бывает супер-секретных ингредиентов, подсознательно ждешь, что кто-то откроет тебе великую тайну золотого ключика. Книга небольшая по объему, читала я её в электронном виде и досталась она мне по акции, так что обиды у меня на автора нет. Да и серия “Культурный разговор” намекает.

Это действительно разговор. Сборник эссе, некоторые из которых уже публиковались в сети. Автор делится своим видением, рассказывает о русской литературе, английской, переводной, разных жанрах, и всё это перемежается книжными списками по темам.

Читается достаточно легко; язык, как и положено, публицистический, с умеренной дозой умных слов. Много интересных фактов, виден огромный накопленный багаж.

Основная тема книги, как я её увидела: Книга, бестселлер - всегда продукт своего времени и в первую очередь отвечает внутренней потребности людей.

Первое эссе о “Гарри Поттере” рассказывает о том, как удачно попала Роулинг в вакуум из слишком “детской” литературы, принесла сложное, серьезное произведение детям, которые жаждали, чтобы к ним отнеслись серьезно. О рождении явления “кидалта”, где возрастной ценз не делит больше на искусственные категории “ребенок” и “взрослый”.

В другой главе рассматривается литература как “коллективная психотерапия”, о книгах последних десятилетий, наших попытках понять, оценить и осознать свою историю. Или рассказывается о том, как Барбара Картленд породила новый жанр женского романа.

По сути, это достаточно очевидные вещи. Не только книги, вся культура - на то и культура, чтобы отражать и создавать текущие тенденции. Но у Галины Юзефович получается это все показать с разных сторон, с примерами. Глобальных же, основных мыслей в этом потоке рассуждений две. Первая - бестселлер удовлетворяет запрос, сформированный обществом в данный момент. Вторая - если книга “попала”, то ее литературные достоинства могут быть и на втором месте. Важнее - смысл.

«По-настоящему глобальные бестселлеры не имеет смысла оценивать исключительно по шкале художественной ценности. После достижения определенной цифры продаж книга переходит в разряд социальных феноменов – и уже в этом качестве заслуживает самого пристального внимания и уважения, вне зависимости от эстетических недостатков или, напротив, совершенств».

То есть, многие книги, которые даже в буквальном смысле совершали революции, не так уж совершенны как Литература. И можно сколько угодно плеваться на жанровые книги, рассуждать о достоинствах, но бестселлерами становились, становятся и будут становиться те книги, которые угадают, что нужно обществу. И если послевоенному миру нужны были женские романы - они появились, если в Америке происходила смена общества и смешение социальных слоев - то Эко призывал к “повышению стандартов развлекательной литературы”, а Стивен Кинг получил Национальную премию США. Бестселлер - явление в первую очередь культурно-общественное. И ни премии, ни критики, ни мнение экспертов не могут спорить с запросом общества.

Книгу можно рекомендовать тем, кто хочет побеседовать с Галиной Юзефович, поразмышлять о социо-культурном феномене книги. О том, почему в США книги обсуждают и выводят в чарты медийные звёзды, а у нас премиальная литература ощущается как нечто высокое и совершенно оторванное от жизни. Это именно экскурс в историю, с обзором, списками и открыто субъективным мнением, с которым не всегда можно согласиться. Никаких “рецептов” там, конечно, нет. Кроме, разве что:

«Вместо того, чтобы высокомерно наслаждаться собственным иммунитетом к объектам массового вкуса и героически выгребать против течения, интереснее и продуктивнее будет найти и осмыслить магию, делающую великий бестселлер великим бестселлером».

А всё гениальное, выходит, как обычно, просто и невероятно сложно одновременно. Как советовал Умберто Эко, соединить интеллектуальную составляющую с жанровой, и предугадать глобальные потребности общества. Что даст людям эта книга, почему поможет, что будет с читателем, если он не прочтет вашу книгу, что он потеряет? Что есть у вас нужное, необходимое, потребное обществу? Мне казалось, что такой подход действителен только для популярной нон-фикшн литературы. Если вдуматься - нет, для любой. Другой вопрос - как же именно угадать запрос общества, можно ли это действительно сделать или автор интуитивно угадывает “золотую жилу” и больное место, а то и вовсе случайно находит брешь? Как книга попадает в это созвучие, вызывающие резонанс?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал и добавляйтесь в VK-сообщество "Нетленка", там будет больше интересных материалов обо всём понемногу из мира литературы и кино.
Хотите разместить свой авторский материал в "Нетленке", посвящённый литературе, кино или любому значимому культурному событию? Нет проблем, пишите администраторам ВК-паблика, обсудим условия сотрудничества.