7 октября 1932 года родилась народная артистка Украины Маргарита Васильевна Криницына.
Огромный нос крючком, щербатая улыбка, прищуренные глазки – кажется, другой Проню Прокоповну из знаменитой картины «За двумя зайцами» невозможно и представить. Миллионы зрителей полюбили ее именно такой – некрасивой, смешной, неповоротливой.
Маргарита Криницына, которой после съемок в фильме «За двумя зайцами» перестали давать роли из-за «некрасивости».Эта роль не только подарила актрисе любовь миллионов зрителей, но и стала своеобразным клеймом на ее актерской деятельности.
Однако актрисе, сыгравшей легендарную Проньку, образ принес больше боли и разочарований, чем славы. Маргариту Криницыну не завалили приглашениями на главные роли, наоборот, перед ней вдруг закрыли все двери. «Она же страшная, жутко некрасивая», – качали головами советские киношные чиновники, когда им на утверждение предлагали Криницыну. И это при том, что в жизни Маргарита Васильевна была очаровательной красавицей! Из-за нескладывающейся карьеры Криницына часто пребывала в депрессии, несколько раз даже пыталась свести счеты с жизнью. Тем не менее, несмотря на испытания, актриса до конца жизни нежно любила свою Проню, как любят непутевых детей, доставляющих много хлопот.
По сути, Маргарита Васильевна и стала актрисой одной роли, хотя в ее фильмографии около 70 киноработ. Увы, режиссеры так и не дали Криницыной возможность реализовать ее талант на все 100 процентов. Когда не было ролей в кино, актриса ездила по стране с концертами, выступала с юморесками, а еще играла в спектакле. Это была первая в истории отечественного театра антреприза. В спектакле «Женщина с цветком и окнами на север» по пьесе Эдварда Радзинского Криницына играла невезучую и наивную Аэлиту. Эта работа стала для Маргариты Васильевны вторым дыханием. Отраду актриса находила в своей семье — муже, известном сценаристе Евгении Оноприенко, и единственной дочери Алле.
Маргарита Криницына родилась 7 октября в 1932 году на Урале. Ее отец был военным, из-за чего семья часто переезжала. Когда началась война, на фронт ушли сразу четверо: отец три его брата, самый младший из которых едва успел закончить школу. На то время семья в Кирове.
Чтобы прокормить семью, мама Маргариты устроилась на военный завод. Дети остались на попечении бабушки. Бабушка няньчилась с внуками и всячески баловала их. Женщина была настоящей оптимисткой и всегда искала в жизни позитивное, веселое. Окружающие называли ее "смешнячкой".Бабушкин талант смешить всех вокруг достался и Маргарите. Девочка копировала взрослых, устраивала веселые розыгрыши, пародировала учителей… Когда Криницына закончила школу, знакомые сразу же посоветовали ей идти в артистки.
Юная Маргарита Криницына приехала покорять Москву из маленького уральского городка со смешным названием Новая Ляля. Маргарита и сама была смешной – умела рассказать самую обычную историю с такими интонациями и мимикой, что окружающие хохотали до упаду.
На вступительных экзаменах во ВГИК Маргарита прилежно выполняла задания: громко пела и пританцовывала. К слову сказать, оба занятия Криницыной не давались с детства, поэтому ее старательные попытки красиво спеть и станцевать довели приемную комиссию до истерического хохота. За зачисление Криницыной во ВГИК проголосовали единогласно. Яркий комедийный талант Маргариты Васильевны заметили еще в студенческие годы. Говорят, у московских режиссеров был список актрис, которые могли сыграть «острохарактерные» роли. Фамилия Криницыной стояла в одном ряду с Раневской, Гурченко, Румянцевой и Копержинской. По окончанию
ВГИКА на Маргариту буквально посыпались предложения. Ее звали в Театр киноактера, приглашали на просмотр в театр Моссовета и Вахтанговский. Молодая актриса была полна творческих замыслов. Однако она даже не подозревала, что с дорогой сердцу Москвой судьба свяжет ее совсем ненадолго.
Еще на четвертом курсе ВГИКА Маргарита вышла замуж за подающего надежды сценариста Евгения Оноприенко («В бой идут одни старики»). После учебы Евгения по распределению отправили в Киев, на киностудию Довженко. Маргарита же осталась пытать счастья в столице необъятной советской родины.
– Вот такая у нас была семья – «на колесах», как говорится, – вспоминала Маргарита Васильевна. – Мы часто созванивались, Евгений приезжал ко мне.
Наконец и Криницына согласилась приехать к мужу в гости. С удивлением Маргарита отметила про себя, что ей очень понравился Киев.
– Женя привел меня к Днепру, сказал: «Посмотри на эту роскошную реку, о ней писал Гоголь!», – рассказывала актриса. – Я действительно обомлела – настолько все было красиво.
Тогда-то Криницына и приняла решение остаться с мужем в украинской столице. Она устроилась на киностудию Довженко и постепенно стала приноравливаться к новой жизни.
– Первые годы, – признавалась впоследствии актриса, – меня безумно тянуло в Москву. А потом ничего – привыкла.
Вскоре у Маргариты и Евгения родилась дочка Алла. На некоторое время актрисе пришлось умерить актерские амбиции – маленький ребенок отнимал львиную долю сил и времени. Да и отношения с мужем поначалу складывались нелегко. Евгений Оноприенко был ревнивым и очень вспыльчивым – мог запросто выбросить вещи жены с пятого этажа, если ему вдруг что-то не нравилось. Правда, как с улыбкой вспоминала Маргарита Васильевна, потом сам же их собирал по всему двору и просил прощения.
– Меня можно было обижать, – философски вздыхала Криницына. – Я очень терпеливая, сидела тихонечко и ждала, когда буря утихнет.
Жила семья в коммунальной квартире возле киностудии. Их соседями были знаменитые режиссеры Вадим Ильенко и Сергей Параджанов. Однажды Параджанов зашел к Криницыной, взял на руки маленькую Аллу, внимательно посмотрел на ее ладошки и сказал: «Твоя дочка станет сценаристом – у нее папины ногти». Слова великого режиссера, хоть и показались Маргарите Васильевне странными, оказались пророческими – спустя много лет Алла действительно стала сценаристом и уехала в Москву, как всегда мечтала мать.
Едва переехав в Киев, Маргарита Васильевна столкнулась с тем, что ей было сложно получить роль, пусть даже небольшую. Она не знала украинского языка, что оказалось проблемой при общении с коллегами, а пробы, на которые Маргарита ездила в Москву, практически всегда были неудачными – в столице предпочитали брать на роли своих актеров, а не с периферии.
На роль Прони Прокоповны Криницыну утвердили совершенно случайно. Однажды в коридоре киностудии Довженко Маргарита Васильевна столкнулась с режиссером картины Виктором Ивановым, который озабоченно выискивал кого-то глазами.
– О, Рита, куда идешь? Я как раз ищу человека для помощи на пробах. Пойдем со мной, – попросил Иванов и, не дожидаясь согласия, практически силой затолкал Криницыну на съемочную площадку.
Пробовались актеры Яковченко и Кушниренко, которые впоследствии сыграли родителей Прони. Задача Криницыной была простой – сказать пару слов. Маргарита не стала гримироваться, надела платье, приколола к волосам шиньон и встала рядом с актерами. После ее фразы: «Папо, одягнить галстука! А вы, мамо, снимайте мещанский платок и одягнить чепчика!» съемочная группа покатилась со смеху. А когда Маргарита улыбнулась, режиссер и вовсе взвизгнул от восторга – накануне Криницына неудачно ела орехи, и у нее откололся кусок зуба. Получилась милая, щербатая улыбка.
– Все, Проню не ищем, – потирая руки, закричал Иванов. – Берем Криницыну, однозначно!
Сами съемки, впрочем, проходили далеко не так легко, как пробы. У Иванова был крутой нрав, и он частенько доводил Маргариту Васильевну до слез. Обессилевшая, она приходила домой и рыдала у мужа на плече. Евгений Оноприенко не раз предлагал жене отказаться от съемок, но Криницына только молча качала головой и снова шла «на амбразуру». Маргариту расстраивало еще и то, что ее ежедневно гримировали «как страшилище». Нос удлиняли и подкладывали туда орехи, чтобы он казался огромным, лицо из-за специальных подкладок было одутловатым.
– Я хотела быть красивенькой, а меня уродовали, – вспоминала Криницына. – Муж вообще старался этот фильм не смотреть.
Премьера фильма прошла более чем скромно – в Дарницком клубе железнодорожников. Всесоюзных премий за роли актерам не дали – несмотря на то что публика прекрасно восприняла фильм. В картине не было ни классовой борьбы, ни поучительных идеологических моментов, потому кинокритики не пели ей дифирамбы. Фильм оценили гораздо позже – через несколько десятков лет.
Криницына не проснулась знаменитой, хотя Проню сыграла гениально. Более того, эта роль стала ее проклятием. Маргариту перестали приглашать в фильмы. О главных ролях речь вообще не шла, но и эпизодические доставались с трудом. «Она страшная», – таков был ответ кинематографических чинуш. К тому же «доброжелатели» написали на имя руководства киностудии Довженко анонимное письмо, в котором требовали лишить Криницыну возможности сниматься, так как она некрасивая и позорит своим уродством украинских женщин. Маргарита Васильевна лишилась дара речи, когда узнала об этом письме – и больше всего ее обидело даже не коварство коллег, а откровенная ложь. Криницына была очень симпатичной женщиной. И не ее вина, что для Прони придумали такой чудовищно уродливый грим… Муж, который в то время стал популярным и востребованным сценаристом, писал сценарии специально для Маргариты, уговаривал режиссеров взять ее на роль, но всегда получал отказ. Маргарита скандалила, обвиняла мужа в мягкотелости и угрожала покончить с собой. Несколько раз ее вытягивали из ванны, когда она собиралась резать себе вены. Актриса впала в беспросветное отчаяние. Последней каплей стал сценарий мужа для фильма «За твою судьбу», написанный специально под Маргариту. Когда ее в очередной раз не утвердили, Криницына пошла домой и выпила ацетон. По счастливой случайности, Евгений раньше пришел домой и успел вовремя вызвать скорую… Криницыну спасли, но после того она очень долго приходила в себя. Фильм «За двумя зайцами» обрел вторую жизнь уже в 90-е годы. Криницыну стали приглашать на творческие встречи, на съемки, но к тому времени здоровье актрисы стало стремительно ухудшаться. В 1999 году на Андреевском спуске в Киеве открыли памятник Проне Прокоповне и Свириду Петровичу Голохвастову. Криницыной, которую пригласили на открытие, очень понравился «памятник при жизни». И впоследствии актриса частенько приходила к нему, садилась рядышком на лавочку и раздавала автографы.
В 2003 году по мотивам фильма «За двумя зайцами» был снят одноименный новогодний мюзикл, в котором Проню Прокоповну сыграла Алла Пугачева. Примадонна изъявила желание познакомиться с Криницыной и пригласила пожилую артистку в ресторан. На прощание Пугачева подарила Маргарите Васильевне изумрудное ожерелье за
18 тысяч долларов. Подарок растрогал Криницыну, но она не стала хранить его дома, а вернула в магазин. На вырученные деньги актриса жила до самой смерти в 2005 году.В 1996 году актриса перенесла два микроинсульта, которые на какое-то время отобрали у нее речь. А в 1997 году от рака скончался Евгений Оноприенко. Эта потеря сломила актрису: вскоре заболела сахарным диабетом, перенесла тяжелейший инсульт и надолго оказалась прикованной к инвалидной коляске. Умерла Маргарита 10 октября 2005 года в Киеве. Похоронили ее на Байковом кладбище.